Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
7 октября
Анна Новиковская

Найденный сто лет назад ящер оказался ближайшим родственником птерозавров

4.0

Почти век назад в Шотландии обнаружили отпечаток скелета небольшой двуногой рептилии, названной склеромохлом. Теперь, подробно изучив скелет этого животного с помощью компьютерной томографии, ученые пришли к выводу, что перед ними — сухопутный родственник первых летающих позвоночных в мире, птерозавров, царствовавших в небе мезозойской эры.

Пара склеромохлов в триасовом лесу / © 10.1038/s41586-022-05284-x

В 1907 году был описан склеромохл (Scleromochlus taylori) — мелкая рептилия длиной всего около 18 сантиметров, жившая в позднем триасовом периоде, около 230 миллионов лет назад. После этого в течение многих лет палеонтологи спорили о систематическом положении склеромохла на эволюционном древе рептилий: его считали то родственником птерозавров, то «кузеном» динозавров, то представителем какой-то особой побочной ветви развития пресмыкающихся.

Затрудняло точную идентификацию то, что костей склеромохла не нашли: его голотип — лишь отпечаток в глыбе песчаника, сохранившийся после разрушения скелета животного. Чтобы проанализировать его, ученым приходилось использовать воск или латекс, заполняя пустоты в камне. Теперь с помощью компьютерной томографии исследователям удалось получить первую компьютерную модель скелета, восстановив строение костей склеромохла с небывалой точностью.

В итоге ученые окончательно установили, что выдвинутое еще в 2014 году предположение оказалось верным: склеромохл приходится ближайшей родней летающим птерозаврам, относясь к семейству лагерпетид в составе птерозавроморфов. Наиболее информативно оказалось строение задних конечностей животного, особенно голеней, лодыжек и пяток: именно в них скрываются едва заметные признаки, указывающие на близкое родство лагерпетид и птерозавров.

Хотя склеромохл не мог быть прямым предком птерозавров (они появились на Земле примерно в то же время, что и он), особенности его анатомии раскрывают то, как выглядели предки первых летающих рептилий нашей планеты. Похоже, они были мелкими насекомоядными животными, которые, в отличие от динозавров, передвигались как на двух ногах, так и на четырех

Возможно, именно так происходило «превращение» предков птерозавров в летающих ящеров / © obscuredinosaurfacts.com

Новое открытие не только разрешает столетний палеонтологический спор, но и проясняет раннюю историю птерозавров, которая все еще окутана мраком тайны. Хотя эти рептилии доминировали в небе мезозойской эры на протяжении более 150 миллионов лет, их происхождение пока остается для нас загадкой.

Потребуются новые находки древних ящеров — возможно, похожих на склеромохла, — чтобы окончательно ответить на вопрос: откуда пришли птерозавры и на кого были похожи в начале своей истории?

Исследование опубликовано в журнале Nature.