Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Космическую индустрию спасет «Феникс». Наверное…
Трудности с ракетой «Ангара» и успехи конкурентов на поприще ракетостроения побудили российскую космическую индустрию к разработке новой ракеты-носителя — более экономичного «Феникса».
«Ангара», да не та
Семейство ракет «Союз» и тяжелый «Протон» были весьма удачными для своего времени. Но сейчас, очевидно, им нужна замена. «Ангара» — именно с ее именем были связаны главные чаяния отечественной космической индустрии. На фоне многомиллиардных вливаний нефтедолларов будущее проекта казалось безоблачным, хотя ракета и превратилась в долгострой. Но в 2014-м грянул кризис, а затем на поприще космических запусков еще более уверенно заявил о себе Илон Маск, успешно отправив в космос ступень, уже там побывавшую.
Так началась новая эра многоразовых ракет, и «Ангара» на их фоне выглядела, мягко скажем, бледно. По состоянию на декабрь 2014 года, старт этой ракеты обходился в два раза дороже запуска «Протона-М», который, в свою очередь, дороже Falcon’а. Если цена запуска ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» составляет 65–70 млн долларов, то Falcon 9 FT обходится в 62 млн. Последний сейчас де-факто является самым коммерчески привлекательным вариантом на рынке. Ну и не нужно забывать, что имя Маска тоже играет на руку его детищу. Реклама, можно сказать, бесценна.
При условии широкой эксплуатации «Ангары» она в теории могла стать дешевле. Беда в том, что «Ангара» почти не летает. Всего лишь два запуска ракета совершила в теперь уже далеком 2014 году. Следующий намечен только на 2018-й, и это будет очередное испытание. В общем-то, неудивительно, что у «Ангары» забрали «Федерацию» — перспективный российский космический корабль. И теперь его должны запускать другие ракеты, прежде всего, ракета-носитель среднего класса «Феникс». Но ее только предстоит создать.
Восстать из пепла
Концепция «Феникса» не взялась из ниоткуда. Разработчик — РКК «Энергия» — вдохновился, прежде всего, советской (а затем украинской) ракетой «Зенит». Последняя — в числе самых экономичных ракет-носителей. В обоих случаях на первой ступени установлен российский жидкостный ракетный двигатель РД-171, и с определенными оговорками «Феникс» можно считать «русским аналогом украинского “Зенита”». Еще одна база для «Феникса» — наработки по ракете «Русь-М», которую отменили в 2011 году из-за нехватки средств.
В «Фениксе» заинтересован Казахстан, который выделил средства на разработку ракеты под названием «Сункар». C названиями вообще можно запутаться. Предполагается, например, что «Феникс», который выведет на орбиту «Федерацию», назовут «Союз-5», хотя это, конечно, новая ракета, а не вариант советского «Союза».
Первый запуск «Феникса» намечен на 2021 год. На первой ступени ракеты, как уже отмечалось, планируют использовать двигатели РД-171М, на второй — РД-0124 (как на третьей ступени ракеты «Союз-2.1б»). Новую ракету будут запускать с модернизированного Байконура, а кроме этого, она сможет потеснить «Зенит» на комплексе «Морской старт».
Главный вопрос можно сформулировать так: почему же «Феникс» считают перспективнее «Ангары»? Известный эксперт в области космической индустрии Виталий Егоров полагает, что это обусловлено, в частности, разработчиком. Создавший «Ангару» ГКНПЦ им. Хруничева запятнал репутацию многочисленными скандалами. На его фоне разрабатывающая «Феникс» РКК «Энергия» выглядит образцово-показательно. Но, конечно, главная причина кроется в цене. Если «Феникс» будет дешевле «Протона», его будут покупать «частники». S7 Group, которая эксплуатирует «Морской старт», уже готова закупать ракету и производить запуски.
Стоит сказать, что «Феникс» не такой мощный, как «Ангара», поэтому лунным амбициям России в очередной раз нанесен «удар в спину». Однако в будущем могут создать тяжелую «лунную» ракету, представляющую собой связку «Фениксов». Нечто подобное мы видим на примере тяжелой Falcon Heavy Илона Маска, имеющей боковые ускорители на базе первой ступени Falcon 9 FT. Но создание из нескольких ракет «одной большой» — процесс долгий и технически сложный, поэтому стремительных трансформаций «Феникса» ждать не приходится.
Ни «Феникса», ни «Ангары»
Вообще, рассчитывать на «Феникс» как на чудо-средство, которое оставит всех конкурентов не у дел, было бы наивно. Создание новой ракеты может занять годы и десятилетия. Вспомним, что «Ангару» начали разрабатывать очень давно: в середине 90-х. А первый запуск, как уже говорили, она совершила только в 2014 году.
С новой ракетой-носителем может выйти похожая история. И даже если она не превратится в очередной долгострой, появится «Феникс» не в очень удачное для себя время. SpaceX уже сейчас говорит, что повторное применение первой ступени обходится примерно в два раза дешевле, чем строительство ракеты с нуля. Другие компании, такие как Airbus, тоже включились в космическую гонку и предлагают свои варианты. Так что будущее одноразового «Феникса» на самом деле туманно. Как, впрочем, и уже неразрывно связанной с ним «Федерации».
Команда российских исследователей, включая ученых из НИУ ВШЭ, применили искусственный интеллект для анализа подписок 4,5 тысячи студентов на VK-сообщества. Оказалось, что алгоритмы могут с высокой точностью предсказывать, кто отличник, а у кого трудности с учебой.
В длительном выступлении 30 мая 2025 года Илон Маск не ограничился повторением уже известного, но и обозначил ряд новых моментов по программе Starship и конкретике первых нескольких волн полетов на Марс.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.
Исследователи ВШЭ выделили более 4000 примеров устной русской речи билингвов из семи регионов России и выяснили: большинство нестандартных форм в конструкциях с числительными связано не только с их родным языком, но и с тем, как часто выражение встречается в повседневной речи. Например, фразы «два часа» или «пять километров» почти всегда совпадают с литературным вариантом, а вот менее привычные выражения, особенно с числительными от двух до четырех, а также с собирательными формами вроде «двое» или «трое», часто звучат иначе.
Хотя попытки объединить квантовую теорию и гравитацию десятилетиями терпели неудачу, ученые продолжают выдвигать новые, порой крайне спорные гипотезы. Авторы нового исследования, например, предложили посмотреть на гравитацию так же, как на другие фундаментальные силы природы — через симметрии и поля.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии