07.12.2021
3 792

Открыт новый тип землетрясений

4.8

Международная команда исследователей обнаружила новый вид землетрясений. Они «медленные» и продолжаются дольше, чем обычные. А вызывает их гидроразрыв пласта — метод, используемый в нефтедобыче.

Открыт новый тип землетрясений / ©Getty images

Надо сказать, ученые уже знали о существовании так называемых асейсмических землетрясений. Они были спрогнозированы численными моделями и возникают в результате асейсмического сдвига — процесса в тектонических разломах в зоне нагнетательных скважин. Сдвиг происходит в замедленном режиме, сейсмическая энергия не выделяется, поэтому такое землетрясение не столь просто зафиксировать.

Ученые из университетов Виктория, Макгилла (Канада) и Рурского в Бохуме (Германия) выявили промежуточный тип между обычным и асейсмическим землетрясениями. Они представляют собой новый вид индуцированного землетрясения, вызванного гидравлическим разрывом пласта — методом, используемым для добычи нефти и газа. Свои выводы исследователи представили в журнале Nature Communications.

Специалисты использовали сеть из восьми сейсмических станций, окружающих нагнетательную скважину на расстоянии нескольких километров, и зарегистрировали данные примерно о 350 землетрясениях. Примерно у десяти процентов выявили уникальные особенности: они оказались медленнее и продолжительнее обычных подземных толчков. Такие землетрясения так и назвали — «медленные», или землетрясения с гибридной волновой формой.

Исследователи объяснили их возникновение двумя процессами. При первом жидкость, закачиваемая в породу, создает давление, которое провоцирует появление трещин вблизи скважины. При втором процессе жидкость тоже создает давление, которое способно вызвать сотрясение породы уже на больших расстояниях.

«Мы предполагали, что индуцированные землетрясения ведут себя так же, как большинство других, и имеют примерно одинаковую скорость разрыва от двух до трех километров в секунду, — рассказала один из авторов работы Ребекка Харрингтон из Рурского университета в Бохуме.

— Но, похоже, это не всегда так. В то время как продолжительность обычного землетрясения магнитудой 1,5, по нашим данным, прекратилось примерно через семь секунд, землетрясение с гибридной волновой формой той же магнитуды продолжалось более десяти секунд». Открытие поможет скорректировать методы нефтедобычи, в процессе которой и возникают новые землетрясения.