Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Лунная ракета NASA успешно прошла репетицию старта, но лететь пока не может
На этой неделе многострадальная сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System наконец-то прошла генеральную репетицию запуска вместе со своей полезной нагрузкой — космическим кораблем Orion. Почти. Отсчет пришлось остановить на 20 секунд раньше намеченного срока из-за очередной небольшой неполадки. В NASA признали мероприятие успехом, хотя уточнили, что некоторые цели достигнуть не удалось. Теперь ведомству предстоит решить, можно ли запускать первую миссию по программе «Артемида» как есть или придется провести еще один финальный тест.
На следующий день после «мокрой» генеральной репетиции (WDR, wet dress rehearsal, полный цикл предстартового отсчета с заправкой баков, но без зажигания двигателей) Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) провело пресс-конференцию онлайн. Как пишет портал SpaceNews, на мероприятии прозвучали довольно любопытные и немного странные заявления. В частности, ведомство считает ключевой тест ракеты-носителя успешным. Однако решить, можно ли после этого ее запускать, не может. На обсуждение вопроса в NASA уйдет еще несколько дней, после чего либо наконец объявят дату старта миссии Artemis-1, либо сроки еще одной WDR.
Проблема опять в недостаточно герметичных линиях для транспортировки криогенных компонентов топлива. На этот раз свинью подложил дренажный трубопровод для водорода, который отводит газ от ракеты после охлаждения двигателей. Одно из соединений, судя по всему, в результате температурных деформаций потеряло герметичность. Утечку обнаружили во время заправки первой ступени, и автоматика приостановила процесс предстартовой подготовки. Инженеры попробовали исправить ситуацию: соединение нагрели, а затем ему позволили снова остыть. Предполагалось, что это позволит уплотнителям чуть сместиться друг относительно друга и обеспечит лучшее прилегание. Тем не менее процедура не помогла.
После всесторонней оценки проблемы инженеры приняли решение «обмануть» автоматику и продолжить репетицию. Утечка не представляла непосредственной опасности для всего мероприятия, а зажигание двигателей не предполагалось программой испытаний. Оставался один неприятный нюанс: когда управление всем процессом по расписанию перейдет от наземной инфраструктуры электронике на борту ракеты, та сразу остановит отсчет. Но изменять программу бортовых компьютеров никто и не собирался — это просто означало, что WDR до конца выполнить не получится.
Так и произошло: на отметке T-29 секунд (за 29 секунд до предполагаемого отрыва от стартового стола), когда контроль над всеми ключевыми операциями перешел самой ракете, отсчет остановился. Автоматика SLS, как и наземная инфраструктура до этого, заметила утечку в дренаже и запретила дальнейшие процедуры. Тем не менее специалисты NASA смогли выполнить большую часть процедур в рамках WDR, и у них не возникло никаких серьезных замечаний.
По словам менеджера миссий программы «Артемида» Майка Сарафина (Mike Sarafin), испытания достигли 90% намеченных целей. Но что касается конкретных невыполненных задач — он подробностями не поделился. Хотя с точки зрения готовности к полету команда считает, что необходимый минимум проверок выполнили с запасом.
Несмотря на столь обнадеживающее заключение, официально старт еще не назначили. Пока NASA собирается подробно оценить, есть ли острая необходимость в повторной (а точнее, уже третьей по счету) генеральной репетиции. Финальное решение ожидается либо до конца этой недели, либо в начале следующей.
Стоит отметить, что, учитывая невероятную техническую сложность SLS и ее полезной нагрузки, столь частые проволочки неизбежны. Да, со стороны это выглядит почти нелепо, но за все прошедшие удачные и не очень испытания крупнейшая американская государственная ракета (со времен Saturn V) показывает себя хорошо. Еще ни разу не выявили ни одного критичного недостатка конструкции или поломки, способной поставить миссию под угрозу.
Напомним, с учетом всех проволочек ближайшее стартовое окно для первого полета SLS по программе «Артемида» сдвинулось на август 2022 года. На момент начала программы в 2010-м планировалось, что ракета впервые полетит через шесть лет. Но это далеко не единственная проблема новой лунной программы NASA. Например, для нее до сих пор не готовы скафандры — их разработка опаздывает на годы, и при потраченном миллиарде долларов результата нет, а недавно агентство приняло решение отдать задачу «на аутсорсинг».
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.
Американские ученые выяснили, что мыши могут обладать самосознанием. Однако для его формирования нужны определенные условия, в том числе окружение, в котором растет грызун.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.
Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.
Товарищ, я конечно, понимаю что это тяжело - читать.Думать вам походу еще тяжелее. Иначе бы вы заметили разницу между проектами которые существуют лишь в виде макетов и прототипов и тысячами спутников и автомобилей, которыми вовсю пользуются люди. Наплевав подсчеты свидетелей антимаска. Надоели мне ваши передергивания "разве что пинг значительно ниже" )) да это и есть ключевое преимущество которое резко расширяет аудиторию за счет тех кому пинг критически важен. То же и по цене запусков. Заказчики ушли к спейс-икс разумеется не потому что у него дешевле )) нет там какой-то обман и магия.
уже обслуживается другими операторамиЦены и параметры других операторов спутникового интернета вам озвучить или сами найдете? На этом рынке предложение Маска значительно выгодней. И да в мире полно мест (в России тоже) куда проводные и мобильные операторы не станут тянуть линии/вышки например из-за низкой плотности населения. А другие спутниковые операторы запрашивают охренеть сколько и не могут тягаться по скорости/времени отклика. Просто потому что спутников у них мало и висят они высоко. Но вы продолжайте говорить что маск-пирамида.
Tesla RoadsterЖаль вас расстраивать но он выпускался в 2008—2012 годах.
мизерная разница цены на повторное использование носителяМизерная это сколько?
Товарищ, я конечно, понимаю что это тяжело - читать.Думать вам походу еще тяжелее. Иначе бы вы заметили разницу между проектами которые существуют лишь в виде макетов и прототипов и тысячами спутников и автомобилей, которыми вовсю пользуются люди. Наплевав подсчеты свидетелей антимаска. Надоели мне ваши передергивания "разве что пинг значительно ниже" )) да это и есть ключевое преимущество которое резко расширяет аудиторию за счет тех кому пинг критически важен. То же и по цене запусков. Заказчики ушли к спейс-икс разумеется не потому что у него дешевле )) нет там какой-то обман и магия.
уже обслуживается другими операторамиЦены и параметры других операторов спутникового интернета вам озвучить или сами найдете? На этом рынке предложение Маска значительно выгодней. И да в мире полно мест (в России тоже) куда проводные и мобильные операторы не станут тянуть линии/вышки например из-за низкой плотности населения. А другие спутниковые операторы запрашивают охренеть сколько и не могут тягаться по скорости/времени отклика. Просто потому что спутников у них мало и висят они высоко. Но вы продолжайте говорить что маск-пирамида.
Tesla RoadsterЖаль вас расстраивать но он выпускался в 2008—2012 годах.
мизерная разница цены на повторное использование носителяМизерная это сколько?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии