• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.12.2024, 12:18
Александр Березин
22
11 406

NASA откажется от ракеты SLS и корабля Orion для лунной программы

❋ 4.9

Утечки в западной прессе показали, что администрация Дональда Трампа запланировала ликвидировать «священных коров» американского лоббизма — ракету и корабль общей стоимостью 40 миллиардов долларов. Ранее полет на Луну к 2027 году задумывали именно с их участием. Несмотря на свертывание обеих программ, планы по освоению космоса стали еще амбициознее.

Ракета SLS на стартовом столе в представлении художника / © NASA, MSFC

Переходная команда управленцев, ознакомившаяся с делами в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства США, начала готовить черновые варианты приказов, которые вступят в силу после 20 января 2025 года, когда администрация Трампа примет власть. Информацию об их планах опубликовало издание Ars Technica. В статье Эрик Бергер, известный отраслевой обозреватель, отметил, что эти планы еще не на финальной стадии, однако они отражают общие намерения нового американского руководства.

Ключевые моменты: закрытие программы сверхтяжелой ракеты SLS и корабля Orion. Это, в случае реализации планов, поистине революционные изменения. На протяжении долгих лет эта ракета и корабль были центральной частью всех НИОКР американского космического агентства. Проекты оценивали в 40 миллиардов долларов, а один пуск корабля Orion на ракете SLS стоил более четырех миллиардов долларов. Из озвученных цен ясно, что качество управления обоими проектами было низким. Поэтому неудивительно, что они имели и серьезные технические проблемы.

Например, Orion после беспилотного испытательного полета к Луне вернулся на Землю с незапланированными разработчиками трещинами в теплозащите. По идее, после этого теплозащиту необходимо усовершенствовать, после чего корабль испытывают еще раз. Но из-за стоимости тестового полета (примерно 20% годового бюджета NASA) сделать это не представлялось возможным. Отправлять людей к Луне без успешных предварительных испытаний тоже выглядело сомнительной идеей: так не поступали даже в эпоху первой лунной гонки.

После 20 января 2025 года главой Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США станет миллиардер Джаред Айзекман, командир первого в истории частного космического экипажа, состоявшегося этим летом. Айзекман по взглядам близок к Илону Маску, но, даже несмотря на это, мало кто ожидал, что он решится отменить SLS и Orion. Дело не только в том, что в их программы уже вложили десятки миллиардов долларов. Важнее то, что за проектами стоят влиятельнейший конгрессмены-лоббисты, из-за чего в народе эту ракету в шутку расшифровывают как Senate Launch System, а оба проекта в целом называют «пиньятой» для коррупционеров/лоббистов.

Новые данные показали, что команда Айзекмана нацелена на невероятное для американской политической системы — борьбу с дорогостоящим лоббизмом. После фон Брауна ничего подобного в истории США не было. Кроме того, намечается масштабное сокращение персонала и центров разработки NASA.

До этого момента новая лунная программа США предполагала стыковку корабля Orion на окололунной орбите со Starship. Пара астронавтов должна была перейти на борт корабля SpaceX, прилуниться на нем, провести исследования и затем вернуться на окололунную орбиту. Вопрос о том, зачем в этой схеме куда более тесный Orion, если Starship все равно путешествует с той же Земли, давно озадачивал публику  / © Wikimedia Commons

Под стать этим поистине революционным намерениям — и остальные планы космического агентства при новой администрации. Они включают отправку людей на Луну и Марс к 2028 году, что потребует быстрой перестройки лунной программы «Артемида» на принципиально новое «железо». Очевидно, речь пойдет об использовании Starship HLS для всех этапов миссии, а не только для посадки и взлета с Луны, как это планировалось ранее.

Тезис об отправке людей к Марсу до 2028 года, однако, сомнителен. Как известно, план полета Starship к четвертой планете включал выработку топлива на обратный путь прямо на марсианской поверхности. Для этого потребуются источник энергии (желательно атомный) и набор оборудования для реакции Сабатье (получение метана из углекислого газа и воды). На данный момент отработанной техники такого рода ни у кого на Земле нет. Ее разработка займет много лет, так что высадка людей на Марс реальна только в 2030-х годах.

В то же время отправить Starship к Красной планете до 2028 года технически вполне возможно. Правда, в беспилотном режиме — для отработки «торможения брюхом» о марсианскую атмосферу, чтобы сэкономить топливо на торможении. В идеале без людей стоило бы отработать и посадку туда. Данные, полученные при таких испытаниях, стали бы крайне ценными для подготовки пилотируемой экспедиции в 2030-х.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Заместитель главного редактора Naked Science. Автор специализируется на популяризации в области истории, космологии, астрономии, медицины, климата, макроэкономики и техники. Лауреат премии «Научный журналист года-2021».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
4 июля, 11:27
НовГУ

Исследование НовГУ показало, что атлетическая гимнастика — один из самых эффективных способов борьбы с ожирением, в отличие, например, от бега. Тренировки с отягощениями не только помогают сжечь жир, но и укреплять мышцы, при этом щадя суставы и сердечно-сосудистую систему. Назван и оптимальный комплекс упражнений для таких людей: три силовые тренировки в неделю по 40–90 минут.

4 июля, 18:38
Evgenia Vavilova

Специалисты центра изучения недр «Геосфера» извлекают из образцов грунта все необходимые данные о действующих и перспективных месторождениях нефти. Рутинные операции с керном делегированы роботам. Умные помощники трудятся 24/7 и позволяют исследователям сосредоточиться на научных и технологических задачах.

4 июля, 10:17
ТГУ

Международная группа физиков из России (включая ученых ТГУ), Казахстана и Японии экспериментально зафиксировала необычное явление: стрела, движущаяся прямолинейно, оставляет за собой след в форме винтовой спирали. Это противоречит классическим представлениям, но было подтверждено в эксперименте с переходным излучением. Открытие меняет существующие взгляды на природу закрученного света и имеет значительные перспективы как для фундаментальных исследований, так и для прикладных технологий.

4 июля, 11:27
НовГУ

Исследование НовГУ показало, что атлетическая гимнастика — один из самых эффективных способов борьбы с ожирением, в отличие, например, от бега. Тренировки с отягощениями не только помогают сжечь жир, но и укреплять мышцы, при этом щадя суставы и сердечно-сосудистую систему. Назван и оптимальный комплекс упражнений для таких людей: три силовые тренировки в неделю по 40–90 минут.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

4 июля, 18:38
Evgenia Vavilova

Специалисты центра изучения недр «Геосфера» извлекают из образцов грунта все необходимые данные о действующих и перспективных месторождениях нефти. Рутинные операции с керном делегированы роботам. Умные помощники трудятся 24/7 и позволяют исследователям сосредоточиться на научных и технологических задачах.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

[miniorange_social_login]

Комментарии

22 Комментариев
Vlad Parygin
26.12.2024
-
0
+
Все деньги на шелтеры!
Vlad Parygin
26.12.2024
-
0
+
А как же пенсионегры? Почему о них забыли? А молодые безработные, которые мочат топов страховых компаний?
Alexander Baulin
25.12.2024
-
0
+
"Ключевые моменты: закрытие программы сверхтяжелой ракеты SLS и корабля Orion. Это, в случае реализации планов, поистине революционные изменения." Оказывается, от программы ещё никто не отказался. А заголовок преподносит отмену как свершившийся факт. А я ведь репостнул, поверил
    -
    -1
    +
    Alexander, так там написано "откажется". Это будущее. А будущее, это всегда не точно)
    +
      ещё комментарии
    Alexander, в новости выше указано: "В статье Эрик Бергер, известный отраслевой обозреватель, отметил, что эти планы еще не на финальной стадии, однако они отражают общие намерения нового американского руководства." Так что мне больно, если я ввел тебя в заблуждение, но эта фраза была как раз для того, чтобы пояснить -- "откажется" в заге не просто в буд. времени. Отказаться от программы никто не отказался потому, что смена руководства НАСА еще не произошла. Но, к слову, я не припомню у Бергера статьи такого типа, которая бы потом оказалась неверной. Когда все еще ревели белугой, что Старлайнер вернет астронавтов, надо просто подождать, он первым написал, что возврата людей на нем не будет, потому что риски серьезные.
    +
      ещё комментарии
      Alexander Baulin
      27.12.2024
      -
      0
      +
      Александр, в данном заге ни слова про то, что это -- информация СМИ и личные умозаключения автора Ты также писал, что NASA возьмет на себя расходы по доводке Старлайнера до ума. Тоже считать свершившимся фактом?
        -
        0
        +
        Alexander, автор опустил слово "возможно" или даже "скорее всего" но то что Маск не похоронит эту программу получив такую возможность, крайне маловероятно. Те кто верит в продолжение SLS чего-то накурились. Ну а вам никто не мешал прочитать статью перед тем как репостить.
        Alexander, в заге этого действительно нет, признаю. Но начало новости тоже несет о ней информацию, разве нет? Старлайнер да, при такой близости Маска к президенту США доводить не будут, это факт. Но когда я про это писал, у меня не было знания будущего -- того, что Маск пойдет олл-ин в поддержку Трампа на выборах.
          Alexander Baulin
          07.01.2025
          -
          0
          +
          Александр, так и сейчас ты не знаешь будущего. И да, я признаю, что идея финансирования Старлайнера за счет NASA была совсем бредовой странной. Смысл в отмене SLS и Orion хотя бы очевидный, как по срокам, так и по финансам. Но: 1) Хватит ли у Трампа (и Маска, ну у Маска думаю хватит) выкинуть на мороз кучу людей из проекта SLS и Orion? 2) Успеет ли Маск сделать лунный модуль к 2028 году? И захочет ли он взять на себя ответственность за такие сроки? Ведь, если не брать киллеров в расчёт, Маск может подождать, а Трамп после 2028 года -- никто и звать никак, ему нужно всё до 20 января 2029 года И с Новым годом! По крайней мере за 2025 всё станет ясно по вопросу Артемиды
            Alexander, про Трампа -- я не в курсе. Политик, может выкинуть разное. Про Маска -- лунный Старшип готовый для людей будет раньше 2028 года, на мой взгляд. Ответственность -- ну, он может сказать "я надеюсь к 26-му". Вообще, ответственности он не боится. Трамп ждать не будет, но я не думаю, что он, глядя на темпы разработки Старшипа, считает, что Маск до 28-го не успеет. С Новым годом!
-
0
+
Американская космическая программа - иди на+уй!
    Лана, испытания "Ориона" были бы успешно завершены, если бы после раскалывания его теплового щита щит бы поменяли и испытали корабль с ним. Но этого не было, т.к. 4 млрд долларов+ на еще один испытательный полет у НАСА нет.
    +
      ещё комментарии
      1 2
      1 2
      27.12.2024
      -
      0
      +
      Александр, варианты-то есть, тот же Фалкон хеви. Даже обычный одноразовый Фалкон + Дракон с тепловым щитом из доработанного материала для Ориона.Но эта штука...этот Орион чугунный дубовый, ну кому он нужен, честное слово? Умир и умир, мир его праху
Serjo Djachkowski
25.12.2024
-
2
+
Пора закопать стюардессу, это какой то франкенштейн а не ракета. Бустеры твердотопливные, двигатель на водороде от шаттла, ощущение что ураган прошёл над свалкой все собрал в одну кучу и получилась ракета. Самый лучший вариант это нижняя ступень на метане а-ля Heavy (нижняя ступень Starship) а верх или тепловая ядерная ракета или солевой двигатель Зубрина, или типа Ориона ядерного взрыволета. Ну или как вариант OTRAG. В принципе Ariane, H 3 японские должны отмереть ибо не конкурентны.
    1 2
    1 2
    27.12.2024
    -
    0
    +
    Пороховые ускорители в 2020-х это жуткое позорище и верх коррупции и лицемерия. С коррупцией понятно, а насчёт лицемерия: каждый такой "бустер" распыляет десятки тонн соляной кислоты над Флоридой, и это ок для всех зелёных, для всех демократов и левачков? А как же бедные черепашки, а птички, а жучки? А люди? Там где есть органика (в бустере полибутадиен) и хлор, будут и диоксины. И они там есть. Какие же отвратительные лживые гнилые лицемеры! Зато из-за шума в Бока-чике беспокоились за черепашек-птичек и пытались тормозить Спейсекс. P.S. А идеальная ракета это водородная ракета
    +
      ещё комментарии
      Serjo Djachkowski
      27.12.2024
      -
      0
      +
      1, она наверное будет японская H3-30 три двигателя на 1 ступени, да наша Энергия, а так чисто водородный ракет нет,все водородные ракеты сейчас это центральная ступень + твердотопливные ускорители, дорого не экологично и просто старая схема.
        1 2
        1 2
        29.12.2024
        -
        1
        +
        Идеальная ракета это водородный старшип 0,5 по грузоподъёмности от обычного Старшипа. Таких в планах нет. H-3 вроде крутая ракета по частям, но цифры почему-то разочаровывают. Во-первых двигатель первой ступени, LE-9, у него хороший удельный импульс (353 сек на уровне моря, 426 - вакуум), но тяговооружённость чуть выше 50. Это как вообще? Даже глушковский чугун РД-170, даже примитивнейшие F-1 и РД-107 были с тяговоруженностью 60+ И на этой же ракете H3 двигатель второй ступени (в 10 раз меньшей тяги и с длинным соплом, а значит заведомо более "тяжёлый") имеет такую же тяговооружённость 50, что очень хорошо (хотя соотношение компонентов слишком малое: 5,0 - плотность топлива падает, а УИ для такого соотношения не слишком высок)Но даже слишком тяжёлый LE-9 не объясняет, почему доля полезной нагрузки для H3-30S всего 2% (стартовая масса ≈280т, масса на низкую орбиту ≈6т). 2% это уровень плохих керосинок из 60х годов, у водорода 5-6%. Странная ракета короче
Ввв Ооо
25.12.2024
-
-1
+
Маск придет, порядок наведет!
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно