Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Российские ученые вдвое увеличили срок службы масла для автоматических коробок передач
Ученые РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина разработали состав масла для автоматических коробок передач, которое служит вдвое дольше зарубежных аналогов. Разработка сотрудников Губкинского университета сохраняет необходимую вязкость, противоизносные свойства и высокую термоокислительную стабильность в течение 150-200 тысяч километров пробега. Для сравнения, в большинстве моделей автомобилей замена масла рекомендуется каждые 60-70 тысяч километров.
Рынок масел для автоматических коробок передач (ATF) развивался параллельно с совершенствованием автоматических трансмиссий. Рост популярности коробок-автоматов пришелся на 1940-е годы. Именно тогда производители начали осознавать необходимость создания специализированных смазочных материалов.
В первом в мире серийном масле, представленном компанией General Motors в 1949 году, в качестве единственной присадки использовался спермацетовый жир кашалота. Его добавляли, чтобы снизить трение деталей коробки. В первой половине прошлого века спермацет китообразных считался ценным смазочным материалом, который использовался в парфюмерии, медицине и промышленности.
Впоследствии натуральные жиры были вытеснены синтетическими аналогами. Начиная с 1950-х годов производители работают над способами улучшить вязкостно-температурные и трибологические характеристики ATF, создавая различные присадки.
Изначально автомобили с автоматическими коробками передач стали выпускать в США. Именно поэтому американские компании первыми начали вводить требования к ATF.
В нашей стране первые коробки-автоматы были установлены на большегрузных городских автомобилях и машинах правительства в конце 1950-х. Например, в 1957 году на ГАЗе началось серийное производство автомобиля ГАЗ М-21 «Волга», оснащенного автоматической коробкой передач (АКПП). Это послужило поводом для создания первого отечественного масла со своей спецификацией – масло марки «А».
«На рынке дефицит качественных отечественных масел для автоматических коробок передач. Большинство западных поставщиков ушло, китайские производители присадок для масел пока не могут дать достойную замену. При этом некачественное масло для автоматической коробки передачи может привести к поломке или полному выходу из строя трансмиссии, то есть от качества смазочных материалов напрямую зависит стоимость обслуживания автомобиля», — пояснил научный руководитель проекта, доцент кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Леонид Багдасаров.
Сократить затраты на ремонт и запчасти особенно важно пассажирским автопредприятиям или компаниям—перевозчикам, где простой автомобилей может привести к многомиллионным убыткам, добавил Леонид Багдасаров.
Жидкость в автоматических коробках передач выполняет несколько функций, поэтому критериев качества масла много. «Часть требований противоречит друг другу, — объяснила суть научной проблемы автор проекта, сотрудник кафедры химии и технологии смазочных материалов и химмотологии Александра Сидоренко. – С одной стороны, масло должно снижать трение, то есть обеспечивать противоизносные свойства. С другой – надежно схватывать диски в момент переключения передач, то есть проявлять высокие фрикционные свойства». Для быстрой работы гидросистемы нужна малая вязкость масла, но это же качество одновременно снижает противоизносные характеристики.
До сих пор задачу объединения разнородных свойств в масле решали за счет добавления противоизносных и антифрикционных присадок. При этом из-за особенностей своего химического состава они являются так называемыми антагонистами. Улучшая один параметр масла, например, снижение износа, они ухудшали другие – фрикционные свойства.
«Получался замкнутый круг, из которого мы нашли новый выход, полностью отказавшись от ввода присадок—антагонистов. Вместо них разработали уникальный компонент – сложный фосфатированный эфир, производство которого может быть полностью налажено в России. Он обеспечивает снижение потерь на трение и более эффективное снятие тепла с поверхностей контактирующих деталей», — рассказала Александра Спиридонова.
В результате использования присадки — фосфатированного эфира повышается КПД коробки передач и снижается температура масла. Меньший нагрев жидкости замедляет ее окисление, что продлевает срок службы.
«Применение нового компонента позволило уменьшить количество необходимых для изготовления масла присадок, использующихся сегодня в импортных аналогичных продуктах, что заметно удешевляет его производство», — отметил Леонид Багдасаров.
Разработанное в Губкинском университете масло протестировали в автобусном парке «Мострансавто», поскольку трансмиссии городских автобусов работают в наиболее жестком режиме – в коробках постоянно происходит перемена передач. Испытания подтвердили, что созданный учеными продукт служит дольше аналогов, требуя замены только после 200 тысяч километров пробега, и продлевает работу трансмиссии автомобиля.
Следующим этапом научного проекта станет разработка трансмиссионного масла для техники, работающей в северных регионах России.
Биотехнологи из Ноттингемского университета (Великобритания) воспроизвели процесс естественной ферментации какао-бобов в лаборатории, чтобы проверить, можно ли улучшить вкус готового продукта «вручную». Оказалось, что правильно подобранная колония микроорганизмов может внести свои нотки и определить качество будущего шоколада.
В системе Альфа Центавра, расположенной всего в 4,5 световых годах от Земли, обнаружена новая экзопланета. Хотя ее поверхность кажется необитаемой, астрономы не исключают, что на ее возможных спутниках могут идти биологические процессы. Ученый Пермского Политеха рассказал, почему это открытие может перевернуть наше представление о механизмах формирования планет.
К любопытным выводам привели наблюдения японских ученых за пестролицыми буревестниками. Оказалось, эти птицы испражняются в основном на лету, намеренно избегая такой возможности на поверхности воды. Очевидно, предположили исследователи, это облегчает движения в воздухе взрослым особям с добычей во рту.
Астрономы подсчитали, что с поверхности летящего по Солнечной системе межзвездного объекта 3I/ATLAS каждую секунду испаряется около 40 килограммов водяного льда. Такую сильную кометную активность он проявил, будучи в три с половиной раза дальше Земли от Солнца. По мнению ученых, это довольно необычно.
За последнее десятилетие ученые создали несколько сложных систем «мозг — компьютер», которые позволяли преобразовывать мозговую активность людей, лишившихся способности говорить из-за различных заболеваний, в речь. Однако до сих пор удавалось расшифровать лишь небольшое количество слов. Теперь в США создали алгоритм, благодаря которому удалось распознать до 54 процентов «речи».
К любопытным выводам привели наблюдения японских ученых за пестролицыми буревестниками. Оказалось, эти птицы испражняются в основном на лету, намеренно избегая такой возможности на поверхности воды. Очевидно, предположили исследователи, это облегчает движения в воздухе взрослым особям с добычей во рту.
Прибывшая из межзвездного пространства предполагаемая комета 3I/ATLAS движется по траектории, максимально удобной для гравитационных маневров управляемого корабля, при этом возможность ее отслеживания с Земли практически минимальна. По мнению некоторых ученых, такое «поведение» объекта наводит на определенные мысли.
Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.
Команда исследователей из Сколтеха, МФТИ, Института искусственного интеллекта AIRI и других научных центров разработала метод, позволяющий не просто отличать тексты, написанные человеком, от сгенерированных нейросетью, но и понимать, по каким именно признакам классификатор принимает решение о том, является ли текст генерацией или нет. Анализируя внутренние состояния глубоких слоев языковой модели, ученые смогли выделить и интерпретировать численные признаки, отвечающие за стилистику, сложность и «степень уверенности» текста.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии