Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Утечка воздуха на МКС достигла максимального уровня риска. Но NASA призывает не паниковать
Международная космическая станция даже в полностью исправном состоянии постоянно теряет воздух. В норме величина утечки не должна превышать 270 граммов в день. Но в апреле 2024 года станция ежедневно лишалась 1,6 килограмма своей атмосферы — почти в шесть раз больше допустимого. Согласно внутренним оценкам NASA, ситуация достигла критического уровня. При этом в публичном пространстве агентство придерживается оптимистичной риторики и старается представить колоссальную утечку как нечто лишь в меру беспокоящее.
О крупной утечке на МКС впервые стало известно в сентябре 2019 года, когда орбитальная лаборатория начала терять примерно полкило воздуха в день. Ситуация прогрессировала, и к январю 2020-го суточная потеря атмосферы достигла 1,3 килограмма. Тогда же совместными усилиями «Роскосмоса» и NASA утечку удалось остановить. Усилия оказались настолько успешными, что МКС стала терять втрое меньше воздуха, чем считалось нормальным.
Но победа оказалась временной: утечка «вернулась» в 2024 году. К февралю МКС уже теряла килограмм атмосферы ежедневно, а к апрелю побила свой прежний антирекорд — 1600 граммов воздуха в сутки. На этом сложности с утечкой не заканчиваются. Проблем две: место на станции, откуда улетучивается жизненно необходимый для экипажа ресурс, и возможные решения, а точнее — их последствия для дальнейшей эксплуатации МКС.
Дело в том, что воздух уходит из переходной камеры в модуле «Звезда» российского сегмента МКС. Фактически это пустой туннель, соединяющий рабочий отсек (основное пространство для жизнедеятельности экипажа в модуле) со стыковочным узлом. На обоих концах переходной камеры есть люки — внутренний изолирует ее от рабочего отсека, внешний используется для доступа к пристыкованному кораблю «Прогресс» или «Союз». Почти за пять лет поисков конкретное место утечки так и не удалось найти не удалось. Когда люк между переходной камерой и рабочим отсеком закрыт, МКС перестает терять воздух, он уходит только из туннеля.
Все внутреннее пространство туннеля досконально изучили, любые подозрительные места покрыли герметиком. Удалось найти две трещины, но их обработка результата не дала: утечка продолжалась в прежнем объеме. Единственное объяснение, к которому консенсусом пришли специалисты NASA и «Роскосмоса»: воздух уходит через усталостные микротрещины во внешних и внутренних сварных швах герметичного корпуса переходной камеры. Теоретически утечку можно дополнительно снизить, если обработать еще и внешние швы. Но сделать это не получится, так как переходная камера окружена негерметичным агрегатным отсеком (там расположены двигатели модуля).
Остается только одно решение: закрыть люк в переходную камеру со стороны рабочего отсека и больше никогда не открывать. Но тогда МКС потеряет стыковочный узел, который используют для обеспечения российского сегмента продовольствием. К тому же пристыкованный к нему «Прогресс» выполняет коррекцию орбиты станции. Теоретически можно задействовать другие узлы на российском сегменте для разгрузки корабля с провиантом. А перед коррекцией орбиты «перепарковывать» его на «Звезду». Но это дополнительная операция, которая всегда представляет риск.

Наконец, существует бюрократически-политическая проблема с утечкой. Как стало известно из свежего отчета Офиса генерального инспектора (OIG, внутренний аудит агентства) Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, нынешние темпы потери атмосферы станцией представляют максимальный уровень риска. Но только для американской стороны и по методике оценки рисков, принятой в NASA. Для российской стороны же этот уровень утечки воздуха не настолько же критичен.
То есть инженеры и менеджеры NASA считают, что люк в переходную камеру нужно закрыть и больше никогда не открывать. Тогда как их коллеги в «Роскосмосе» уверены, что при резком увеличении темпов утечки экипаж всегда успеет закрыть люк, если он по какой-либо необходимости был открыт.
После публикации отчета OIG с подробностями о предельно высокой внутренней оценке рисков, связанных с утечкой на МКС, у журналистов возникли логичные вопросы к представителям NASA. Отвечая на них во время пресс-конференции, посвященной старту миссии Crew-9, сотрудники агентства заверили прессу: поводов для беспокойства почти нет.
В двух словах позиция NASA следующая: проблема есть, она серьезная, но решаемая, и меры по снижению утечки принимаются постоянно. Причем они, естественно, совместные с «Роскосмосом», и российская сторона всячески сотрудничает с международными партнерами для решения этой проблемы.
Отметим, что вышеупомянутый отчет OIG посвящен далеко не только утечке в модуле «Звезда». Основная его тема — возможности NASA по эксплуатации МКС до конца 2020-х или даже в 2030-х. Такое продление может понадобиться, если замена Международной космической станции по какой-то причине задержится.
Среди поводов для беспокойства, помимо пресловутой утечки, аудиторы выделяют:
- критическая зависимость агентства (и США в целом) от единственного национального поставщика пилотируемых миссий (SpaceX, очевидно);
- возможные бюджетные сокращения;
- устаревание оборудования и расходных материалов, поставщики которых уходят с рынка;
- космический мусор и микрометеороиды.
С наступлением летней жары так и тянет окунуться в прохладную воду реки или озера. И такое решение может быть небезопасным! Эксперты Пермского Политеха рассказали, от чего водоемы становятся мутными и грязными, почему нельзя купаться рядом с утками и мостами, что находят в запрещенных для отдыха местах, какие инфекции можно подхватить и как не заболеть после купания.
Ученые смоделировали эволюцию одного из спутников Плутона и заключили, что замерзший древний океан под его поверхностью не способствовал криовулканизму.
На стыке трех литосферных плит у Красного моря заметили необычный вулканический процесс: где-то магма поднимается равномерным потоком, где-то — по частям. По мнению геологов, такой «пульс» вызван тем, что в некоторых местах магма с большим трудом пытается пробиться на поверхность.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.
Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии