• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
01.10.2024
Полина Меньшова
13
56 063

Люди восприняли ноль как число, а не как «ничто»

5.3

Натуральные, или счетные, числа обозначают количество чего-либо или порядковый номер предмета относительно других. Ноль, не относящийся к натуральным числам, кодирует пустоту, отсутствие каких бы то ни было предметов. Однако человеческий мозг реагирует на него как на очень маленькое число, обнаружили ученые из Германии.

Кадр из фильма «Одаренная»
Кадр из фильма «Одаренная» / © Fox Searchlight Pictures

Ноль — одно из самых абстрактных и при этом важных понятий в математике. Согласно предыдущим исследованиям, дети осознают его не сразу — гораздо позже, чем осваивают целые положительные (натуральные, счетные) числа. У животных, с которыми человек разделяет невербальную систему количественной оценки, заметно рудиментарное понимание нулевой численности.

Специалисты из Боннского университета в Германии с помощью вживленных в человеческий мозг электродов изучили, как именно он обрабатывает понятие нуля. Научную статью с результатами эксперимента опубликовал журнал Current Biology.

«Для мозга, который эволюционировал, чтобы обрабатывать сенсорные стимулы (“что-то”), восприятие пустых множеств (то есть “ничего”) как значимой категории требует высокого уровня абстракции, а значит способности представлять явление независимо от опыта и за пределами того, что воспринимается. Мозгу нужно интерпретировать “ничто” как “нечто”, как математический объект», — пояснили авторы публикации.

В исследовании участвовали 17 человек с эпилепсией, которые проходили нейрохирургическое лечение. Во время предоперационной подготовки им в средние височные доли мозга имплантировали электроды, позволяющие измерять активность отдельных нервных клеток в режиме реального времени.

Сам эксперимент заключался в том, что люди выполняли задания, а исследователи наблюдали за поведением нейронов мозга. В заданиях нужно было отнести к четным или нечетным числа, записанные в двух форматах: символическом (арабские цифры) и несимволическом (наборы точек, в том числе «пустой» набор). Упрощенную версию этого испытания прошли и 19 здоровых людей, чтобы исследователи могли учесть особенности поведенческих реакций, которые обусловлены эпилепсией.

Оказалось, что вне зависимости от формы записи на ноль специфически реагируют определенные нейроны в средней височной доле головного мозга. Они одновременно воспринимали ближайшее к нулю натуральное число — единицу. Ученые сделали вывод, что мозг не рассматривает ноль как уникальную или отдельную категорию «небытия», а делает пустые множества наименьшей величиной на «воображаемой числовой прямой». При этом ноль, представленный в виде цифры, обрабатывался так же, как другие числа, а на обработку несимволической записи требовалось больше времени.

Исследователи показывали участникам эксперимента ноль как цифру и как пустой набор точек и сравнивали реакцию мозга на эти изображения / © Esther F. Kutter et al., Current Biology
Исследователи показывали участникам эксперимента ноль как цифру и как пустой набор точек и сравнивали реакцию мозга на эти изображения / © Esther F. Kutter et al., Current Biology

Авторы исследования подчеркнули, что из-за эпилепсии нельзя было свободно выбирать точное расположение электродов. Кроме того, регистрируемая активность могла исходить из областей мозга, которые содержат патологически измененную ткань.

В будущем исследователи считают важным рассмотреть, зависит ли восприятие нуля от контекста или принадлежности человека к той или иной культуре. Знания в этой области позволят лучше понять, как мозг работает с абстрактными понятиями.

«Поведение и умственные способности человека обусловлены работой нейронов в головном мозге. Наша цель — понять, как активность отдельных нейронов и их ансамблей механистически связана с различными математическими операциями. Это понимание будет иметь решающее значение для оказания помощи людям с особыми нарушениями, связанными с числами, такими как дискалькулия в процессе развития — трудности при изучении чисел — и акалькулия, которая относится к приобретенным нарушениям счета после травм головного мозга», — подытожили ученые.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 16:26
Елизавета Александрова

Ледяной гигант Уран давно привлекает внимание экстремальным наклоном и самой холодной атмосферой в Солнечной системе. Тем не менее ученые подозревали, что он производит собственное тепло. Теперь данные измерений показали, что это действительно так.

Вчера, 09:29
Татьяна

Из всех геологических эпох плиоцен и ранний плейстоцен наиболее похожи на возможное будущее Земли, если глобальное потепление продолжится. Неудивительно, что ученые стремятся узнать больше о видовом разнообразии того периода. До недавнего времени они могли изучать только следы генома пыльцы и крупных окаменелостей. Решением проблемы стал метод анализа eDNA — генетического материала из продуктов жизнедеятельности, сохраняющегося в осадочных породах. Недавно он помог реконструировать экосистему геологической формации Кап-Кёбенхавн на Севере Гренландии, возникшую два миллиона лет назад при средней температуре на 10 градусов выше современной. Теперь ученые исследовали микроорганизмы оттуда и обнаружили поразительное сходство с современными болотными угодьями.

7 часов назад
Юлия Трепалина

В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.

1 марта
Полина Меньшова

Исследователи из Южной Кореи и Канады нашли новое объяснение «парадоксу счастья». Они обнаружили, что попытки стать счастливее приводят к противоположному результату, потому что истощают систему самоконтроля.

2 марта
Березин Александр

Сегодня, 2 марта 2025 года, аппарат Blue Ghost, построенный техасской компанией Firefly Aerospace, мягко прилунился в Море Кризисов. До сих пор все попытки частных аппаратов сделать это заканчивались не вполне удачно.

3 марта
Редакция Naked Science

Пон Джун‑хо вновь удивил мир кино своим последним проектом «Микки 17», представленным вне конкурса на 75‑м Берлинском кинофестивале. Эта третья англоязычная работа режиссера после «Сквозь снег» и «Окчи» успела привлечь внимание критиков благодаря гармоничному сочетанию научной фантастики, социальной сатиры и черного юмора.

12 февраля
Елизавета Александрова

Пролетевший через Солнечную систему в 2017 году астероид Оумуамуа произвел неизгладимое впечатление в том числе своей беспрецедентно вытянутой формой. Астрономы попытались рассчитать, как он мог стать таким и почему в Солнечной системе мы не наблюдаем ничего подобного.

10 февраля
Елизавета Александрова

Астрономы обнаружили, что почти треть всех наблюдаемых галактик во Вселенной объединены в пять самых широкомасштабных структур — галактические сверхскопления. На составленной учеными трехмерной карте одно особенно выделяется своими рекордными размерами: простирается на миллиард с лишним световых лет.

10 февраля
Андрей

Европейские палеонтологи изучили исключительно сохранившийся скелет плезиозавра из юрского периода, обнаруженный в Германии еще в 1940 году. Тогда ископаемую рептилию спрятали от разрушений войны в музей, а через 80 лет выяснилось, что на теле древнего животного остались мягкие ткани — кожа с уцелевшими клеточными ядрами и чешуйки. Новые данные дополняют представление о внешнем виде плезиозавров, живших больше 180 миллионов лет назад.

[miniorange_social_login]

Комментарии

13 Комментариев
Лариса М
05.10.2024
-
0
+
Работаю с детьми 5-6 лет и они прекрасно понимают, что 0 это ничто. Сколько в классе бегемотов- 0, а сколько крокодилов- 0. На столе лежало одно яблоко, вы его съели, сколько осталось - 0. Перемудрили ученые. Сначала все мы воспринимаем 0, как ничто, решая примеры и задачи письменно, уже применяем не понятие пустоты, а число, его обозначающее.
-
1
+
Очевидно, среди комментирующих нет математиков-педагогов. Ноль действительно особое число. Натуральное оно, или нет - дело конвенции. Но дети в школе сначала разбираются в натуральных (1. класс и раньше), потом в нуле (да и то сначала как цифре, а потом как количеству), а отрицательные числа - это уже другая, более формальная арифметика (5. класс). И это не из-за нормы (будь она ГОСТ или ISO), а по существу. Интересная статья, прошу в комментариях не писать глупостей.
-
0
+
Наверняка глупый вопрос, но знает кто нибудь - ноль и бесконечность это противоположные вещи или одно и тоже?
Ноль - это граница между положительными и отрицательными числами. Просто маленькие дети не знают об отрицательных числах.
First Master
02.10.2024
-
0
+
Всё на много проще: ноль - это такое же число, но являющееся точкой перехода от положительных значений к отрицательным. Математикам всего лишь стоило обозначить ноль в явном виде "+0" и "-0", соединенные вплотную. Мозг именно так его и воспринимает, ориентиркъуясь с какой стороны числового ряда вы пришли к нулю, со стороны положительных чисел, или со стороны орицательных значений. И всего-то. И не нужно ни каких исследований мозга, с электродами. Это точка равновесия в параболе, между движением вверх и вниз катящегося шарика, и аналогично на выпуклой поверхности. Математики сами загнали себя в лингвистическую ловушку, а теперь мучаются с электродами.
    First Master
    02.10.2024
    -
    0
    +
    Для еще более наглядного понимания, поднимем параболу на высоту 55, по вертикальной оси, теперь точка перехода, когда значение при движении по параболе будет вначале уменьшаться, а потом возрастать (то есть точкой ноля) будет значение 55. Цифры 80, 60, 55, 60, 80. Все цифры в положительной плоскости, но точка перехода у них тоже есть, и ни какой пустоты.
1 2
1 2
02.10.2024
-
1
+
Самоочевидное исследование. Понятно что если дают набор чисел, и одно из них ноль, то воспринимать его ты будешь как ещё одно число, а не концепцию пустоты. Наборы точек это тоже числа, потому что чтобы их распознать, приходится подсчитывать количество точек. Банальное исследование, много слов ни о чём...уж если с точки зрения учёных ноль кардинально отличается от 1 и -1, то в качестве данных для анализа нужно было давать мозгу количественные понятия, а не числа: "много, очень много, мало, меньше, исчезающе мало" вперемешку с "пустота, ничто, отсутствие всего, ноль". P.S. Лично я не помню никаких затруднений с нулём в начальной школе
-
-1
+
Какая то банальщина. Как в школе учат, так мозг и реагирует. На что рассчитывали? Авторам сего исследования надо бы сообщить, что уже много десятилетий ноль относят к натуральным числам. Это только в российских школах противятся новым европейским веяниям, вопреки ГОСТу, кстати. А в ихних Европах это давно состоявшийся факт.
    Никита
    02.10.2024
    -
    1
    +
    Дмитрий, то есть то, что ниже красного кружочка вы уже не стали читать? Как в ГОСТе, так и в ИСО ("в этих ваших Европах"), есть два определения натуральных чисел, с нулем и без, используются оба, в зависимости от области применения.
    +
      ещё комментарии
      -
      2
      +
      Никита, вы бы статью сначала прочитали внимательно, а потом пост оценивали. Он ведь не сам по себе, а к статье и в этом контексте ваша реплика не очень уместна. Что с того что существуют 2 определения? Особенности школьного образования таковы, что ноль интуитивно воспринимается как натуральное число и никак иначе. И совершенно не понятно, с чего авторы исследования решили, что в массе своей у людей в мозгу должны рождаться какие то иные абстрактные понятия нуля. Но может быть у вас иначе, запишитесь к ним добровольцем))
        Vladimirs Satrevics
        06.10.2024
        -
        0
        +
        Дмитрий, так то Никита прав. Первоначальная теорема Пеано для натуральных чисел была без 0. Но потом он включил 0 позднее. Понятно что 0 ноль мозгу хочется посчитать, поэтому он и натуральное. При этом ноль Целое число, это как раз уже логика второго порядка. Поэтому ноль только технически соответствует натуральности 0, 1, 2... Но попробуйте с ним произвести вычисления. Это не простое натуральное число, почитайте про тему "cardinal and ordinal numbers" этих Европ.
    -
    2
    +
    Дмитрий, не уверен что люди в массе своей вообще задумываются над такими абстракциями. Я тоже воспринимаю ноль как число и ничего ужасного со мной не случилось.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно