15.03.2023
1 896

Зоологи описали склонность европейских ежей к межвидовой гибридизации

3.9

Международная команда биологов, в том числе из МГУ имени М. В. Ломоносова, изучила геномы двух видов ежей — обыкновенного (Erinaceus europaeus) и южного (E. roumanicus). Это позволило реконструировать ход эволюции этих зверей и показать, что в европейской части России два этих вида неожиданно часто образуют гибриды.

Южный еж (Erinaceus roumanicus)
Южный еж (Erinaceus roumanicus) / © wikipedia

Обыкновенные ежи рода Erinaceus относятся к млекопитающим отряда насекомоядные. В Европе этот род представлен тремя видами: это, собственно, обыкновенный, или европейский, еж E. europaeus, южный еж E. roumanicus и восточноевропейский еж E. concolor. Помимо них, в Европе обитает ушастый еж Hemiechinus auritus, ареал которого местами перекрывается с ареалом E. concolor.

Отдельные виды рода Erinaceus могут состоять из различных линий, отличающихся областью распространения, — скажем, обитающих на Балканах или в Азии.

При этом есть территории, где отмечено более одного вида обыкновенных ежей. Это две так называемые контактные зоны: центральноевропейская и российско-балтийская. Именно взаимоотношения, а точнее — скрещивание разных видов рода Erinaceus на этих территориях, заинтересовали авторов новой статьи в журнале Heredity.

Еще в 2008 году зоологи из МГУ обнаружили, что ежи Подмосковья — обыкновенный и южный еж — сохранили в своих геномах следы межвидовой гибридизации и интрогрессии, то есть скрещивания гибридов с одним из родительских видов. Исследователи обратили внимание на SNP в ежиных геномах, то есть замены единичных нуклеотидов в ДНК. Это позволило реконструировать в новой статье эволюцию этих зверьков, в том числе процесс заселения ими современного ареала.

Любопытно отметить, что непосредственное участие в исследовании принимали студенты, проходившие летнюю полевую практику на Звенигородской биостанции МГУ (ЗБС).

Тем временем работающие независимо от российских коллег чешские зоологи выявили тот же эффект у ежей в Центральной Европе. Биологи с удивлением отметили, что только в русско-балтийской контактной зоне гибридизация двух видов носит массовый характер.
Исследование также показало, что первым осваивать Центральную Европу начал обыкновенный еж. Его распространение начиналось с рефугиумов — небольших областей, где этот вид переждал оледенение.

Тем временем южный еж провел ледниковый период на Балканах, после чего начал постепенно заселять ту же Центральную Европу. Так сформировались две современные контактные зоны этих видов: сперва центральноевропейская, затем — русско-балтийская. При этом на европейской территории России южный еж появился раньше.

В итоге сейчас российские популяции двух ежей имеют менее надежную репродуктивную изоляцию, чем их центральноевропейские сородичи, — этим объясняется обилие межвидовых гибридов среди них.

Любопытно отметить, что в геномах гибридных особей обычно преобладает вклад ежа южного.

«С моей точки зрения, наиболее интересный результат всей этой работы состоит в том, что взаимоотношения одних и тех же видов в разных зонах контакта их ареалов могут быть совершенно различными и определяются, вероятно, историей и временем формирования этих симпатрических зон. Кроме того, наша работа показывает, что морфологический облик видов обманчив в генеалогическом смысле: обыкновенный и южный (или дунайский) ежи, значительно различающиеся генетически, не имеют абсолютного морфологического хиатуса (разрыв в непрерывном ряду признаков, указывающий на различие между видами — Прим. ред.), а их гибриды могут принимать облик одного или другого вида», — пояснила ведущий научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Анна Банникова.