Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
10 октября
6 860

С пятой попытки ученые добрались до самого высокого дерева в Амазонии

4.8

Уникальное растение, достигающее почти 90-метровой высоты, заметили с воздуха еще несколько лет назад. Но для того, чтобы попасть к нему, ученым потребовалось несколько экспедиций в самые непроходимые части бразильских джунглей.

©NGO Imazon

Уникальный организм нашли еще в 2019 года, когда ученые анализировали данные воздушного лазерного сканирования джунглей Амазонии в рамках проекта по картографированию этого леса, крупнейшего на планете. Их внимание особенно привлекали окрестности реки Жари, которая спускается с Гвианского плоскогорья в северо-восточной части Бразилии и спустя тысячу километров впадает в Амазонку. В этом районе находятся самые высокие деревья во всем лесном массиве. Именно там, возле одного из притоков Жари, небольшой реки Иратапуру, лазерные дальномеры зафиксировали настоящего великана, который возвышался над густой кроной джунглей.

Уже тогда стало ясно, что ученые имеют дело с самым высоким растением в Амазонии. Это тропическое дерево Dinizia excelsa из семейства бобовых, которое по-португальски называется Angelim Vermelho, «красный ангел», благодаря красно-бурому оттенку своей древесины. D. excelsa — одни из самых высоких деревьев, растущих в джунглях Амазонии, а редкий экземпляр, замеченный со спутников, достигает рекордных 88,5 метра, что может сравниться с 30-этажным домом.

Однако бассейн реки Жари удален и практически недостижим для людей. Чтобы добраться к лесному великану, ученым потребовались три года и пять экспедиций. Первая из них состоялась еще в том же 2019-м и закончилась неудачей: через десять дней перехода сквозь джунгли, когда запасы и силы стали подходить к концу, а один из участников экспедиции потерял сознание, пришлось вернуться.

Точно так же завершились еще три экспедиции, организованные в 2020-2021 годах. Лишь теперь, с пятой попытки, во время экспедиции, состоявшейся с 12 по 25 сентября 2022 года, цель была достигнута. Ученые преодолели около 250 километров по воде, а затем еще 20 — пешком, по гористой и заросшей джунглями местности. И лишь там, где прежде, возможно, не ступала нога человека, они нашли лесного великана. Диаметр дерева достигает 9,9 метра, а возраст оценивается в 400-600 лет; точнее определить его помогут уже лабораторные исследования.

Ученые провели измерения, собрали образцы листьев и коры, почвы и так далее. Эта работа позволит выяснить, почему именно в окрестностях реки Жари деревья вырастают такими большими — недаром там же нашли самый высокий бразильский орех, достигающий 66 метров. Кроме того, биологи смогут оценить количества углерода, которые фиксирует лес из атмосферы, и лучше понять его роль в улавливании этого парникового газа.