23.12.2020

Цветок мелового периода указал на время разделения Гондваны

4.7

В древнем янтаре обнаружили прекрасно сохранившийся цветок, выросший в лесах Гондваны около 100 миллионов лет назад.

©George Poinar, OSU

Сегодня на территории Мьянмы находят образцы янтаря, который застыл еще в меловом периоде и сохранил уникальные образцы давно вымерших животных и растений. Эти работы принесли немало интересных открытий: вспомним, например, что команда известнейшего палеонтолога из Университета штата Орегон Джордж Пойнар (George Poinar) обнаружила там древних насекомых, которых можно назвать «переходным звеном» между осами и пчелами.

А в новой работе Пойнара и его коллег рассказывается о цветке, запертом в янтаре еще около 100 миллионов лет назад. Об этом они пишут в статье, опубликованной в ботаническом журнале Техасского университета BRIT. Небольшое — всего около двух миллиметров в поперечнике — мужское соцветие несет около 50 расположенных по спирали тычинок. Как и положено, каждая тычинка состоит из пыльника, где производятся пыльцевые зерна, и тонкой нити. Сам цветок образован овальной, полой чашечкой из шести листочков околоцветника.

©George Poinar, OSU

Авторы отнесли находку к прежде неизвестному роду и виду покрытосеменных растений мелового периода, дав ему название Valviloculus pleristaminis. По мнению ученых, миниатюрный цветок может пролить свет на масштабные геологические процессы, проходившие в далеком прошлом. Дело в том, что тектоническая плита, на которой находится Мьянма, отделилась от древнего суперконтинента Гондваны, в составе которого она граничила с северо-западной оконечностью нынешней Австралии.

Различные версии датируют этот раскол разным временем от 200 миллионов до 500 миллионов лет назад. Однако Пойнар с соавторами замечают, что распространение покрытосеменных растений началось лишь около 100 миллионов лет назад. Цветок, сохранившийся в янтаре, рос, по-видимому, еще в лесу на Гондване или совсем недалеко отошедшей от нее плиты. Таким образом, отделение могло произойти намного позднее, чем предполагают геологи.

Ученые обнаружили, что исчезновение мамонтов и других животных, которые паслись на открытом пространстве, вызвало обширные пожары, а вымирание мастодонтов и других травоядных леса — нет.

В первой половине следующего года Rocket Lab попытается вернуть ступень носителя Electron при помощи вертолета. Ранее компания несколько раз успешно приводняла ее в океане.

Микрофлора питающихся мясом пчел оказалась ближе к микрофлоре животных-падальщиков, чем к симбиотическим бактериям других пчел.