01.07.2020

Янтарь помог выяснить, какую окраску имели насекомые во времена динозавров

2.8

Ученые обнаружили десятки кусочков янтаря, которые удивительным образом сохранили в себе останки древних насекомых, живших 99 миллионов лет назад.

Доисторические насекомые
Различные насекомые, жившие в меловом периоде и обнаруженные в янтаре на севере Мьянмы / © NIGPAS

Окружающий нас мир, флора и фауна, полон красок: взять хотя бы обычную бутылочную муху с переливчатой спинкой, ярко-зеленого богомола, изумрудного рождественского жука, ядовитых лягушек с насыщенной предупреждающей окраской или же жемчужно-белый камуфляж белых медведей. Мир всегда был удивительно разноцветным, однако обнаруживаемые учеными окаменелости не позволяют увидеть истинный окрас того или иного древнего животного. Поэтому большинство реконструкций их внешнего вида — плод воображения художников.

И исследовательская группа из Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук (NIGPAS) решила исправить это досадное упущение: ученым удалось узнать, какой на самом деле окрас имели насекомые, жившие 99 миллионов лет назад и сосуществовавшие с динозаврами в тропических лесах мелового периода. Об этом рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале The Royal Society Publishing.

Почему узнать окрас животного так важно? По словам палеонтологов, цвет может многое сообщить о поведении доисторических существ и их эволюции в целом. Окрас чаще всего выполняет функцию защиты от хищников, а порой — привлекает потенциальных партнеров.

Группе китайских ученых удалось собрать на севере Мьянмы “сокровищницу” из 35 кусочков янтаря, который сохранил останки древних насекомых. «Янтарь середины мелового периода восходит к “золотому веку” динозавров. По сути, это смола, вырабатываемая древними хвойными деревьями, которые росли в тропических лесах. Животные и растения, попавшие в густую смолу, сохранились в ней. Причем некоторые — поразительно реалистично”, — говорит доктор Цай Ченьян, руководивший исследованием.

В частности, ученые изучили ос-кукушек с голубовато-зелеными, желтовато-зелеными, пурпурно-синими или зелеными “металлическими” окрасами. При этом с точки зрения цвета они выглядят почти как современные осы-кукушки. Также авторы работы обнаружили образцы синих и пурпурных жуков и темно-зеленую львинку. «Ранее мы видели тысячи окаменелостей янтаря, но сохранение цвета в этих образцах поразило нас», — отметил профессор Хуан Дайинг из NIGPAS.

Сравнение оригинальных останков ос и тех, у которых окрас со временем потускнел / © NIGPAS

Чтобы выяснить, почему окраска некоторых насекомых, заточенных внутри янтаря, сохраняется, а в других она утрачивается со временем, а также узнать, совпадает ли цвет, просматриваемый сквозь янтарь, с тем, в который действительно были “окрашены” древние насекомые, ученые решили распилить некоторые образцы ножом из алмазной стали. Затем при помощи электронного микроскопа они обнаружили, что “цветные” окаменелости имели хорошо сохранившуюся наноструктуру экзоскелета, которая рассеивала свет. Таким образом, сделали вывод авторы работы, сохранившиеся насекомые в жизни имели такой же окрас.

Что касается других насекомых из янтаря, утративших свой естественный цвет (они стали черными или просто однотонными), причина была в том, что их кутикулярная структура (сложно устроенное образование, лежащее поверх эпителиального слоя у многих беспозвоночных) была слишком сильно повреждена.

Ранее в древнем янтаре также обнаруживали останки морских обитателей, “плесневой свиньи” и даже череп крошечного динозавра.