Михаил Орлов
3 164

Одичавшие домашние черепахи захватывают Евразию с двух сторон

6.4

Инвазивные виды оказались одной из главных угроз для природных экосистем и биоразнообразия. Среди них выделяется красноухая черепаха — рептилия родом из Америки, которую разводят в неволе и нередко выпускают в природные водоемы. В новой статье проанализирована динамика расселения этого инвазивного животного по Евразии за несколько последних десятков лет.

Красноухая черепаха (Trachemys scripta)
Красноухая черепаха (Trachemys scripta) / © iNaturalist / Автор: Milonia Larcius

Красноухая черепаха (Trachemys scripta) исходно обитала в водоемах Северной Америки. Однако затем она стала популярным домашним питомцем и жителем прудов на приусадебных участках по всему свету, после чего начала осваивать и природные водоемы. Для них черепаха оказалась по-настоящему большой проблемой.

Дело в том, что красноухие черепахи особенно дружелюбны и декоративны, пока они маленькие. Но по мере взросления питомцы все меньше нравятся своим хозяевам и к тому же больно кусаются, из-за чего порой оказываются «‎выпущенным на свободу», в первый попавшийся водоем.

Красноухие черепахи прекрасно адаптируются в новой среде и ведут себя как агрессивные захватчики. Они поедают лягушек и их головастиков, даже представляют опасность для утят, активно вытесняют мелких хищников и в целом негативно влияют на состояние местных экосистем. К тому же они разносят опасные инфекции вроде сальмонеллеза.

Таким образом, бывшие домашние черепахи стали инвазивных видом, активно расселяющимся за пределами своего природного ареала. Поэтому на красноухую черепаху обратили внимание авторы новой статьи для NeoBiota, большой коллектив ученых из России и других стран.

Они проанализировали данные о распространении этой рептилии за несколько последних десятилетий. Оказалось, что осваивать Евразию инвазивные черепахи начали в 1960-1970 годы одновременно в двух направлениях: со стороны Европы и Восточной Азии. Это довольно необычно для биологических инвазий.

В результате к 2020 году красноухая черепаха была отмечена в 68 странах Евразийского континента.

Примечательно, что не везде популяции черепах способны к самовоспроизводству, это характерно главным образом для черепах, живущих на островах и в прибрежных регионах. Прочие популяции пополняются исключительно за счет притока новых выброшенных домашних питомцев.

На основании своей работы ученые разработали меры по сдерживанию опасной инвазивной рептилии.

«Экономически эффективная стратегия контроля инвазионной красноухой черепахи в больших странах с различными климатическими зонами должна отличаться для трех географических областей. Это, во-первых, область истинной инвазии (в пределах потенциального ареала размножения), во-вторых, область условной инвазии (в пределах потенциального ареала зимовки, но вне потенциального ареала размножения) и, в-третьих, область без потенциала для размножения и зимовки. Тем не менее некоторые защитные меры, например запрет на импорт и торговлю, эффективны только на уровне всей страны и поэтому должны применяться на национальном уровне», — дополнил Андрей Решетников, кандидат биологических наук и один из авторов публикации.