• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
03.12.2017
Редакция Naked Science
12
2 850

Андрей Валентинов: научно-технический прогресс без границ — идея чисто американская

4.0

Naked Science пообщался с известным отечественным писателем-фантастом Андреем Валентиновым и узнал про отличия современной российской научной фантастики от западной, поколение «стирателей» и негативные аспекты постмодернизма.

Андрей Валентинов
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

Андрей Валентинов (настоящее имя — Андрей Валентинович Шмалько) родился 18 марта 1958 года в Харькове. Сейчас он широко известный писатель-фантаст. Лауреат ряда премий в жанре фантастики. По образованию историк (Харьковский университет, 1980 г.), кандидат исторических наук, доцент Харьковского национального университета. По мнению литературных критиков, для творчества Валентинова характерно использование сквозных тем, образов и мотивов, переходящих из произведения в произведение. Этот прием позволяет создать собственный «мир», «вторичную реальность».

— Андрей Валентинович, скажите, видите ли вы какие-то существенные отличия современной отечественной научной фантастики (в первую очередь российской) от условно западной?

— Вижу, конечно. Фантастика — часть литературы. Соответственно, часть культуры нации. Поэтому отличия очень существенные. Во-первых, литература в целом и фантастика в частности в странах СНГ значительно ниже по качеству, чем, скажем, англоязычная. Это заметно даже при плохих переводчиках. Во-вторых, если говорить конкретно о российской фантастике, происходит явная деформация. С одной стороны, это связано с ее откровенной коммерциализацией, что стало особенно заметно приблизительно с 2000 года. Появилось поколение «стирателей».

— Что вы вкладываете в это понятие?

— Я чуть позже объясню. Сначала — про второй пункт. Сюда же можно отнести резкую политизацию, что отражает политизацию общества. Причем это политизация в дурном смысле. Идет своеобразная сублимация. Если невозможно поразить врага, который в уже прошлом или на данный момент недоступен, его можно поразить на страницах фантастических книг. Вспоминается опыт Ирана времен Аятоллы Хомейни (иранский политический деятель, лидер исламской революции 1979 г., — NS), где очень любили подобную альтернативную историю. Что касается эпизода со «стирателями», то в этом случае мы были если не первопричиной, то первым толчком. Во время одной из наших ассамблей, которые проводились в Харькове и носили название «Звездный мост», мы взяли в качестве слогана фразу: «Где та молодая шпана, которая сотрет нас с лица Земли?». Пришли молодые писатели (некоторым, впрочем, было лет по 40). Участники дискуссии и сформировали впоследствии группу «стирателей». Используя нелучший западный опыт, они перешли к сериалам, причем к откровенно коммерческим сериалам. Это как раз миллениум. С тех пор перелом стал заметен.

— На ваш взгляд, современная научная фантастика более коммерциализирована, чем произведения предыдущих поколений фантастов?

— Современная фантастика вся на 100% является коммерцией. Даже на 101% (смеется).

— Вы не думали, что и более ранние деятели культуры тоже задумывались о возможных доходах от научной фантастики?

— Это надо использовать «метод чтения мыслей» — причем на расстоянии и во временной протяженности. Но, конечно, вопрос издания стоял всегда. Для примера, великий журнал Amazing Stories (считается первым в мире массовым журналом, целиком посвященным научной фантастике, — NS). У него были читатели, тиражи. Естественно, приходилось думать и о коммерческой стороне вопроса. В СССР это было менее заметно. Там, если ты попал «в обойму», «гонорарий» обязательно придет и прожить было можно. Поэтому коммерческий вопрос проявлялся всегда, но в разной степени.

Книга из цикла “Аргентина” / ©Facebook/Андрей Шмалько  

— В чем суть феномена так называемых «попаданцев» и можно ли поставить знак равенства между «стирателями» и данным явлением?

— Нельзя. «Попаданцы» начались раньше и продолжаются по сей день. «Стиратели» — это больше отношение к самой форме произведения и способ его продажи читателю. Концепция «попаданцев» другая. Это сюжет, регулярно встречающийся в мировой фантастике. Хотя получил он бешеную популярность уже в XXI веке, и прежде всего в фантастике русской.

— Почему именно русской?

— Это связано с «Веймарским комплексом» — комплексом поражения, который пытаются преодолеть таким образом. Это настолько заметно, что даже доктора звать не надо, фельдшер справится. Тут всегда маячат «враги», прежде всего американцы. Более того, обыгрываются любые ситуации в прошлом, с тем чтобы любым путем досадить «проклятым англосаксам». В любом виде, любым способом, хотя бы даже заключая союз с Гитлером.

— Кого бы вы могли посоветовать из числа современных отечественных писателей-фантастов?

— Писатели хорошие, конечно же, есть. Проблема в том, что большинство их что-то мало пишут. Если говорить конкретно об украинских, то фантастом номер один считается Генри Лайон Олди (псевдоним писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, — NS). Это писатели очень высокого класса. Традиционно за ними следует упомянуть Марину и Сергея Дяченко, однако они давно уже не пишут нового. Что касается писателей России, то я как-то мало знаком с их новыми публикациями. Те, которые есть, не вызывают особого интереса. Недавно был день рождения Михаила Успенского — одного из последних ярких писателей-фантастов России, который был не только писателем, но и в хорошем смысле очень активным человеком… Как-то у России сейчас мало тех, кого хочется читать. Сам я читаю фантастику очень много, но это «служебное». Как сейчас модно говорить, «мониторю». Это бурный поток, Ниагара. Но пить эту воду не хочется.

Андрей Валентинов / ©Facebook/Андрей Шмалько

— Общий вопрос. Как считаете, оправдано ли то, что в «Большую тройку» великих фантастов вносят Роберта Хайнлайна, Артура Кларка и Айзека Азимова?

— Помилуйте… Кто вносит? Кто хочет, тот и вносит. Каждый вправе назвать свою тройку, десятку или любое количество писателей. «Большая тройка» — неверная оценка, глубоко субъективная. К тому же это скорее для американцев, и то не для всех, а кому за 50.

— Если говорить о современной мировой научной фантастике в целом, какие основные тренды вы видите?

— Не вижу. Потому что фантастика очень большая. У нас очень узкий взгляд на мировую культуру. Вот пример — кинематограф. Больше всего фильмов снимается в Индии. Это мы знаем. А знаете, какая страна номер два по количеству фильмов? Нигерия! Вы видели хотя бы один нигерийский фильм? Я — нет. И я уверен, что это же касается очень большого количества людей. То же самое фантастика. Мы что, представляем себе китайскую фантастику? Она сейчас очень бурно расцветает. Индийскую фантастику? А индийские авторы очень много пишут. Я уже не говорю про Африку, это вообще отдельный разговор. Конкретно мы можем судить об англо-американской фантастике, европейской и постсоветской. Отчасти японской. Все.

— Ну, может быть, есть какие-то направления, характерные конкретно для этой фантастики?

— Сейчас там тот же самый постмодернизм, который царит всюду. Повторение пройденного.

— Постмодернизм в научной фантастике концептуально не отличается от постмодернизма как такового, который мы видим в современной культуре?

— «В культуре» — это широко сказано. А вот на практике — да.  В чем суть постмодерна на практике? Не хотят рисковать, печатая книги или снимая фильмы на новые темы, с новыми концепциями. Опасаются: вдруг не понравится? Поэтому берут то, что уже опробовано. Это и прямые сиквелы, и повторение ходов, сюжетов, идей, которые «на слуху» у читателя. Эпоха такая, прямо скажем, бездарная. Мы не повторили Belle Époque (условное обозначение периода европейской истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом, — NS). Это был странный, но рассвет. У нас пока что такого не случилось, что касается и фантастики. Сейчас массовая фантастика — англосакская, европейская и наша — плохая. Это не значит, что нет хороших авторов, они есть. Но поток слишком велик. То есть, если выделить хороших писателей отдельно, мы увидим прекрасную фантастическую литературу. Но кто же их будет выделять? Они с трудом попадают к читателю…

Андрей Валентинов (в центре) с коллегами / ©Facebook/Андрей Шмалько

— Служба научной фантастики политическим целям характерна только для постсоветского пространства или для всех стран?

— Это характерно для всех. Просто политические цели могут быть разными. С одной стороны, в британской и американской научной фантастике 30–40-х годов политика присутствовала крайне умеренно, хотя и была заметна. С другой стороны, научно-технический прогресс без границ — идея чисто американская. Конечно, фантастика всячески этой идее служила. У уже упомянутого вами Хайнлайна видна идея господства технократии. Вообще, научно-технические идеи часто переходят в разряд политических. В этом смысле любая литература, которая существует в некоем пространстве, населенном людьми, отражает настроения этих людей и тех людей, которые ими правят. В современной же американской научной фантастике особой политизации не видно. Коммерция гораздо более заметна.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
8 часов назад
Елена

Инженеры Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) сконструировали мультимодального робота, который может не только взлетать, но и ходить, и прыгать, как птицы. Крылатый дрон способен так же легко, как пернатые, перемещаться как в наземной, так и в воздушной среде. При этом за мощные ноги ему не надо расплачиваться дополнительным весом — это позволит найти новые решения для взлета беспилотников и самолетов в сложных условиях.

Вчера, 13:58
Юлия Трепалина

Ученые ранее уже демонстрировали способность личинок насекомых поедать и переваривать разные виды пластика. Однако большинство таких опытов проводили в условиях отсутствия какой-то другой еды, что в действительности вряд ли возможно. В новом исследовании канадские зоологи испытали более реалистичный сценарий. Личинок побудили питаться распространенным типом пластиковых отходов — частицами защитных масок, смешав их с более съедобной добавкой.

Позавчера, 12:27
Елизавета Александрова

Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.

28 ноября
Елизавета Александрова

Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.

Позавчера, 12:27
Елизавета Александрова

Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.

30 ноября
Редакция Naked Science

Последние полвека темпы развития науки снижаются. В быту это пока незаметно, потому что от фундаментального открытия до его реализации в технике проходят десятки лет. Но замедление длится слишком долго, то есть вскоре мы столкнемся с замедлением развития техники в целом. Naked Science решил дать перевод видео физика и популяризатора Сабины Хоссенфельдер на эту тему. Что же не так с современной наукой и можно ли что-то исправить?

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

25 ноября
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

28 ноября
Елизавета Александрова

Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.

[miniorange_social_login]

Комментарии

12 Комментариев
Ванечка
09.07.2018
-
0
+
Как-то надеялся что хоть фантастики политота не коснется. Но походу именно из Харькова так плохо видно российский писателей.
Ванечка
09.07.2018
-
0
+
Спутал Валентинова с Васильевым (дозоры) но да бог с ними. В сущности изумляет только одно что писатель примерно третьего эшелона заявляет "не вижу хороших авторов" мало знаком с творчеством" "не пишут ничего нового" А он собственно кто чтобы так заявлять? ps в соавторстве с Олди читал его Тирмена. Дочитал до конца это плюс. Конец вялый и невнятный... ну вы поняли. pps раз пошла такая пьянка я все же попробую почитать какую-нибудь Сферу так чисто для контрольки
    Affidavit Donda
    28.11.2020
    -
    0
    +
    писатель примерно третьего эшелона
    А кто же для вас писатель-фантаст первого эшелона?
    Валентинова с Васильевым
    И вот так у "патриотов" вот это вот всё. :-D
Ванечка
09.07.2018
-
0
+
Что-то не припомню чтоб сам Валентинов в последнее время написал что-нибудь эпохальное. Да если честно я вообще не помню чего он писал. Кроме соучастия в Дневном Дозоре. Кажется. За фантастикой слежу пристально ибо читаю много. Наверняка и Валентинова пробовал. Но раз не помню значит не понравилось. Небось про вампиров-магов-оборотней и прочая городская замуть а-ля Сумерки. Или что-то сусально-древнерусское. Тоже тошниловка. ps погуглил. точно всякая прости господи "историческая фентэзи" бу-э У нас ее просто писать не умеют. За редким исключением. Дивов "Храбр" к примеру. Что-то еще? хз
    «Флегетон», «Созвездье Пса», «Сфера» и «Омега» - вполне нормальные (не так давно сам читал их). Но это позиционируется как социально-философской фантастика. Звездолетов и бластеров там не найдете ). Но на любителя, да.
    +
      ещё комментарии
Почему нет хорошей фантастики? Питер Уоттс? Паоло Бачигалупи? Эндий Вейр? Ли Цысинь? Нет, а если серьёзно, разве в прежние времена количество "отличных" авторов исчислялось тысячами?
По-моему, не империи приносят порядок, а качественно меняющийся порядок(вещей) приносит империи, демократии и т д. То же и с научно-техническим прогрессом . Он не результат чего бы то ни было, а причина. И новые религии тоже следствие нового порядка вещей, который( новый порядок вещей) и есть объективная реальность. И, к слову, в Б-га, на мой взгляд лучше верить, и не задавать себе глупых вопросов.
DELETED
06.12.2017
0
"научно-технический прогресс без границ — идея чисто американская". Это, видимо, такая провокация комментов? Если да, то она удалась. Потому как научно-технический прогресс без границ — это идея чисто советская, а вовсе не. И это отличная, замечательная идея! Империя приносит мир и закон на завоёванные земли, но когда она рушится, там воцаряется хаос. Религии и прочие идеологии внушают людям быть добрыми к своим - и они же неизменно требуют от людей вражды к чужакам. Культура и искусство делают людей внешне более цивилизационными, но это лишь маска, спадающая на любом серьёзном жизненном повороте. И только научно-технический прогресс неизменно улучшает жизнь людей, только он улучшает (по большому счёту) жизнь всех и каждого и только он способен улучшать жизнь безгранично, отменяя шаг за шагом неволю, голод, холод, болезни и саму смерть.
    -
    0
    +
    Присоединяюсь. Вот только "Религии и прочие идеологии внушают людям быть добрыми к своим" с этим не согласен. Христианство прежде уничтожило себе подобных, например, гностиков да и позже не остановилось - тёмные века, охота на ведьм, борьба с научным познанием мира.
    Vyacheslav Vorobyov
    03.12.2021
    -
    0
    +
    Согласен, мне тоже это резануло. Снегов "Люди как боги", Ефремов "Час быка" например... видно Шмалько не знакомы? Вообще, какой-то непонятный хрен с горы этот Шмалько, и почему то вдруг у него берут интервью. Судя по интервью Шмалько слабо разбирается в фантастике, и мало что может сказать, но одновременно, почему то считает себя в праве судить и выдавать негативные характеристики. С тем же успехом можно было бы выловить в Харькове какого нибудь алкаша и взять у него интервью! Историк по образованию, не разу не технарь, лезет в фантастику, и еще демонстрирует свои комплексы по поводу России и успеващий находу лизнуть Западу -- типичны укро-хейтер.
    +
      ещё комментарии
      -
      0
      +
      Непонятно почему редакция называет украинского писателя "отечественным" Сам он насколько помню считает себя украинским писателем, чем сильно гордится. С учетом этого обстоятельства "незнание" российских авторов вполне объяснимо и понятно. Лукавит автор. Обсуждать не хочет эту скользкую в нынешней Украине тему. Чего доброго в пособники запишут или в симпатиях обвинят. А раньше бывало ездил Валентинов на РосКоны, получал премии и места занимал (не слишком высокие) Последний раз он там был в 2010 г. и занял 3-е место в соавторстве с Олди. 1-е и 2-е места заняли авторы которых он теперь "не знает")))
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно