Крокодилы на дереве — Naked Science
12.02.2014

Крокодилы на дереве

Представляя себе охотящихся крокодилов, мы обычно видим их, затаившихся, высунув лишь ноздри и глаза, чтобы внезапно броситься на зазевавшуюся жертву из глади обманчиво неподвижной воды... Но зоологи обнаружили, что опасность может ждать и сверху: некоторые крокодилы оказались... древолазающими.

studyfindscr

Неожиданную находку сделал наш соотечественник Владимир Динец, с конца 1990-х живущий и работающий в США. Вместе с коллегами-зоологами он изучал поведение нескольких видов крокодилов, живущих в Австралии, Африке и Северной Америке, проверяя некоторые не слишком достоверные предыдущие наблюдения, результаты которых больше напоминали забавный анекдот.

Однако анекдот обернулся правдой: три вида крокодилов, действительно, оказались способны вполне ловко лазать по деревьям, поднимаясь довольно высоко над водой. Как высоко ? зависело от размеров и веса крокодила, самые легкие из них добирались на высоту 4 м и умело ползали по веткам длиной 3-5 м!

«Ползание по наклонной поверхности и по наклоненной ветке ? если она достаточно велика ? с точки зрения механики во многом схожи друг с другом, ? пишут авторы. ? Однако способность взбираться на вертикальные стволы показывает ловкость движений на суше, которую прежде от крокодилов вряд ли кто-нибудь мог ждать».

Опасаться крокодилов теперь нужно не только в воде

©Flickr/ Christian S.

Забравшихся на ветви крокодилов ученые наблюдали в течение дня, и по ночам, хотя и заметили, что те в таком странном положении проявляют исключительную осторожность и бросаются в воду, едва заметят приближение человека. Авторы полагают, что такое поведение служит рептилиям для двух целей: выживанию и терморегуляции.

Действительно, чаще всего крокодилы взбирались на деревья в тех местностях, где не хватало достаточно уютных и безопасных мест для того, чтобы эти холоднокровные животные могли использовать солнечный свет или прохладу ночного воздуха для регуляции температуры тела. Кроме того, укрытые в ветвях, они становились более трудной добычей для противников ? и более опасным хищником для своих наивных жертв.

Интересно, что никаких морфологических, анатомических адаптаций к такому поведению у крокодилов ученые не обнаружили. «Это обязательно стоит принять к сведению палеонтологам, которым приходится делать выводы о поведении ископаемых рептилий на основе лишь сохранившихся скелетов», ? замечает Динец.