22 марта
1 273

Социальное окружение орангутанов определило их «язык»

4.8

Открытие международной команды исследователей может пролить свет на то, как развивался человеческий язык у наших далеких предков.

Социальное окружение орангутанов определило их «язык» / ©Getty images

Эксперименты показывают, что социальность направляет вокальное развитие у певчих птиц и мартышек. Известно, что социальная среда определяет язык и у людей. А вот данные по человекообразным обезьянам в этом плане отсутствуют, хотя могли бы пролить свет на то, как развивался наш собственный язык. Команда ученых из университетов Уорика, Сент-Эндрюса, Эксетерского (Великобритания), Турина (Италия), Бостонского (США), Амстердама (Нидерланды) и других научных организаций решила исправить эту несправедливость.

Авторы статьи, опубликованной в журнале Nature Ecology and Evolution, проанализировали звуки около 70 орангутанов с 2005 по 2010 год наблюдений (всего — 6120 часов), живущих на Борнео и Суматре. Обезьяны принадлежали шести популяциям — и это, по словам ученых, самая большая выборка из когда-либо изучаемых в таком типе исследования (вокального поведения человекообразных обезьян).

При этом популяции животных отличались плотностью групп. Авторы работы заметили, что в тех из них, которые были многочисленнее, орангутаны общались, используя большее разнообразие оригинальных звуков. Они как бы «пробовали» новые варианты этих звуков, постоянно модифицируя одни и отбрасывая другие.

Напротив, обезьяны из менее плотных популяций предпочитали более «традиционные» звуки, реже экспериментировали с новыми «фонемами», чем орангутаны из больших групп. Тем не менее, если уж они вводили в «язык» новый звук, то делали его «традиционным», то есть закрепляли за собой. Поэтому набор сочетаний таких звуков у них был богаче, чем у малых групп.

Ученые считают, что их результаты помогут распутать пути, которыми шла эволюция человеческого языка. Вероятно, на эти процессы повлияли социальное окружение приматов и его плотность. «Теперь мы можем начать задумываться о том, что привело к появлению говорящей обезьяны вместо того, чтобы приписывать наши уникальные вербальные навыки и передовые познания божественному вмешательству или случайному генетическому джекпоту», — заявил ведущий автор работы доцент кафедры психологии Университета Уорика доктор Адриано Р. Ламейра.