22.03.2022
6 191

Последствия Чиксулубской катастрофы оказались серьезнее, чем предполагали

5.1

Чиксулубский метеорит, как известно, мог иметь отношение к гибели динозавров. Ученые из США и Великобритании узнали, что в стратосферу было выброшено огромное количество серы — гораздо большее, чем считалось ранее.

Последствия Чиксулубской катастрофы оказались серьезнее, чем предполагали / ©Getty images

Чиксулубский метеорит врезался в Землю около 66 миллионов лет назад. Как предполагают многие ученые, если он и не стал основной причиной гибели динозавров, то по крайней мере мог запустить этот процесс или подтолкнуть уже начавшееся вымирание. Тем не менее биологи склонны скептически относиться к катастрофическим версиям вымирания живых организмов. По их мнению, в биологическом мире и без того существует немало механизмов, способных повлиять на это.

Ученые из университетов Сиракузского, Техасского (США) и Сент-Эндрюса (Великобритания) показали, что последствия Чиксулубской катастрофы могли быть куда серьезнее, чем предполагалось. Свои выводы они представили в статье для журнала PNAS, где рассказали о том, что количество серы, оказавшейся в воздухе после удара астероида, ранее недооценивали.

Открытие сделали случайно. Первоначально команда авторов планировала изучить геохимию древних раковин в районе реки Бразос в Техасе, неподалеку от Чиксулубского кратера, расположенного на полуострове Юкатан. Среди прочего ученые взяли образцы донного осадка реки, а затем проанализировали их, обратив внимание на изотопы серы и ее производных.

Выяснилось, что эти изотопы имеют микроскопические изменения в массах, происходящие при попадании серы в атмосферу и взаимодействии ее с ультрафиолетом. «Это может случиться только в двух случаях: когда в атмосфере нет кислорода или когда серы много и она поднялась очень высоко в насыщенную кислородом атмосферу», — рассказал один из авторов исследования Джеймс Д. Уиттс из Сиракузского университета. Первый вариант исключен, остается второй.

По мнению ученых, это имело огромное значение для изменения климата. Аэрозоли серы, выбрасываемые современными извержениями вулканов, к примеру, вызывают похолодание. Исследователи считают, что то же самое происходило на планете и после удара Чиксулубского метеорита, только в более серьезных масштабах, чем предполагали.