Серые попугаи могут помогать другим без какой-либо пользы для себя — Naked Science

Серые попугаи могут помогать другим без какой-либо пользы для себя

Биологи зафиксировали по-настоящему интересное явление: как оказалось, серые попугаи способны помогать друг другу, выстраивая при этом сложные логические цепочки.

Серые попугаи
Серые попугаи / ©Википедия

По мнению ряда ученых, оказание помощи представителям своего вида не имеет для животных смысла с эволюционной точки зрения. И все же мы, по-видимому, неоднократно наблюдали альтруизм среди братьев наших меньших: например, приматов, собак, китообразных, ластоногих и даже летучих мышей. Теперь ярко выраженные особенности такого поведения увидели у пернатых.

Добряком-альтруистом оказался один из титанов птичьего разума — серый попугай, или жако (psittacus erithacus). Новые эксперименты показали, что эти птицы с радостью помогают друг другу приобретать лакомства, не предполагая и не ожидая, что их альтруизм будет взаимным.

«Мы обнаружили, что африканские серые попугаи добровольно и спонтанно помогают знакомым попугаям достичь цели без очевидной немедленной выгоды для себя», — говорит биолог Дезире Брукс (Désirée Brucks) из Института орнитологии имени Макса Планка.

Жако в природе / ©Википедия

Исследовательская группа разработала тест на альтруизм и опробовала его на двух разных видах попугаев — восьми серых попугаях и шести горных арах (primolius couloni). Птиц предварительно обучили обменивать жетоны на угощения. Затем «добровольцев» поместили в прозрачный корпус с перегородкой между ними. В передней части коробки были отверстия, через которые можно было взаимодействовать предметами с человеком, а разделительная стена между птицами имела отверстие, через которое они могли обмениваться между собой.

Условия проведения эксперимента / ©Current Biology

Концепцию обмена поняли как серые попугаи, так и горные ара. Но когда одной из двух птиц давали жетоны, только серые попугаи, а не ара, сознательно передавали предметы своим друзьям, чтобы они получили пищу. Семь из восьми серых попугаев предоставили своему партнеру жетоны: всего они подарили сородичам 157 из 320 «монет». Преимущественно тем, с кем они имели более прочные связи.

Частота передачи жетонов ара (BHM) и жако (AGP) / ©Current Biology

Важным наблюдением, касающимся серых попугаев, было то, что птицы, судя по всему, не испытывают никакой зависти, если другой получает больше пищи. Все эти качества жако ученые связывают с их моногамией, а также необходимостью тесного взаимодействия в относительно небольших группах в дикой природе.

Напомним, одним из самых интересных открытий последних лет, связанных с попугаями, стало обнаружение двух больших берцовых костей, принадлежащих неизвестному виду. Анализ показал, что рост вымерших существ мог достигать одного метра, а масса — семи килограммов. Другое недавнее исследование позволило обозначить причины долголетия попугаев.

Группа ученых из России изучила роль двухцепочечных фрагментов РНК в процессе ее созревания. Было показано, что взаимодействие между удаленными участками РНК может регулировать процессы созревания информационных молекул РНК.

Компания Northrop Grumman сообщила о первом полете беспилотного летательного аппарата Global Hawk, построенного для японцев. Всего Страна восходящего солнца должна получить три таких БПЛА.