23.05.2023
Анна Новиковская
3 603

Ученые узнали, как австралийские пауки практикуют безопасный секс

6.5

Хорошо известно, что для самца-паука спаривание с самкой может закончиться плачевно. Однако некоторые виды пауков нашли способ сделать копуляцию безопаснее.

Два паука в процессе спаривания / © Kane Christensen (Australian Reptile Park) / Автор: Cloelia Andronicus

Австралийские пауки из семейства Hexathelidae в первую очередь известны своей ядовитостью и опасностью для человека, а об их образе жизни ученые знают намного меньше. И вот исследователям из Австралии и Германии удалось подробно изучить одну из самых интимных черт поведения этих животных — их привычки во время спаривания. Исследование опубликовано в журнале Journal of Zoology.

Для самцов пауков вида Atrax robustus (одного из самых известных в этом семействе, ведь его укус может довести человека до летального исхода) спаривание — небезопасный процесс: как и у многих паукообразных, самки этого вида заметно крупнее самцов. Каннибализм у Atrax robustus встречается редко, но если самец замешкается, самка не преминет им пообедать.

Ученые провели 81 сеанс наблюдения за спаривающимися пауками, отсняв 165 минут видеозаписи и 451 видеоролик, а затем последовательно анализировали каждую запись, отмечая как поведение самца, так и поведение самки. У Atrax robustus оказалось довольно сложное брачное поведение: приближаясь к норке, в которой находилась потенциальная партнерша, самец паука приступал к ухаживанию, сочетая различные тактильные, сейсмические и вибрационные сигналы, чтобы выманить паучиху на поверхность и приступить к совокуплению.

Особенно исследователей заинтересовало, как самцы пауков используют выросты на второй паре их ног — так называемые сцепляющие шпоры, которыми пауки захватывают и удерживают партнершу в вертикальном положении. Предполагается, что одна из основных функций таких шпор — предотвращение каннибализма. Однако, по словам ученых, не менее важен тут половой отбор, и от того, насколько умело самец удерживает паучиху, будет зависеть его успех при спаривании.

Во время спаривания самец (серый) заставляет самку буквально стоять на брюшке, удерживая ее своими конечностями. Одна из сцепляющих шпор обозначена стрелкой / © Frank et al., 2023

Если паучиха по каким-то причинам оставалась недовольна партнером, она начинала дрожать и дергаться, а вот ее удовлетворение самцом, напротив, выражалось полным покоем. Впрочем, даже после успешного совокупления самцу не следовало задерживаться рядом с норкой самки: если та обнаруживала его «у своей постели» по завершении акта, то обычно агрессивно прогоняла прочь.