01.04.2023
Анна Новиковская
6 808

Биологи выяснили, зачем самки пауков притворяются мертвыми во время секса

5.5

Исследователи заинтересовало странное поведение самок некоторых пауков — точнее, их полная неподвижность во время спаривания. Они сравнили поведение и химический состав тел пауков при естественном спаривании и искусственно вызванном обездвиживании и пришли к неожиданному выводу — самки делают это добровольно.

Эта самка ждет потенциального партнера… или пищу / © Pixabay

Воронковые пауки, плетущие свои ловчие сети в виде воронки, встречаются по всему миру и обычно не представляют угрозы для человека. Исключение представляют лишь несколько видов австралийских воронкоплетов, чей укус может вызвать сильную боль или даже смерть.

Однако то, что яд паука недостаточно силен для человека, совсем не означает мирного нрава членистоногого: известно, что многие виды этих пауков занимаются сексуальным каннибализмом, когда самка после спаривания съедает меньшего по размеру самца. В результате пауки мужского пола опасаются приближаться к сетям потенциальных партнерш, и тем приходится идти на уловки, чтобы не остаться бездетными.

Собрав несколько экземпляров воронковых пауков вида Aterigena aculeata, исследователи из Китая и Австралии изучили их поведение в лаборатории, особое внимание уделив странным эпизодам полной неподвижности самок во время спаривания. Сравнив поведение и химический состав тел пауков при естественном спаривании и искусственно вызванном обездвиживании, ученые обнаружили, что самец, жаждущий оставить потомство, вводил самку в такое состояние не прямо, а опосредованно: паучиха добровольно поджимала ноги и сворачивалась в клубочек, притворяясь мертвой до тех пор, пока партнер не спарится с ней.

Пауки-самцы явно понимали, что паучиха только притворяется мертвой: после окончания спаривания они тут же стремились убежать, пока партнерша не встала на ноги и не решила ими закусить.

При этом ученые отметили, что осторожность самцов не лишила самок разборчивости: они притворялись мертвыми только в том случае, если к ним приближался привлекательный (с паучьей точки зрения, разумеется) партнер. Если же самец по какой-то причине паучиху не устраивал, она продолжала активно двигаться, тем самым вынуждая его убежать.

Таким образом, заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Current Zoology, агрессивное поведение самок пауков-воронкоплетов вынудило этих членистоногих изменить брачное поведение, адаптировав обычную защитную реакцию (напуганные пауки нередко притворяются мертвыми) в средство привлечения подходящих партнеров.