Рост кислотности Мирового океана разрушает акулью чешую — Naked Science

Рост кислотности Мирового океана разрушает акулью чешую

Эксперименты с акулами показали, что снижение рН морской воды постепенно разрушает твердую «эмаль» их чешуи.

Чешуя кошачьей акулы: томография
Чешуя кошачьей акулы: томография / ©Rory Cooper, Kyle Martin, Amin Garbout, Natural History Museum London

Кожу акул, как и остальных хрящевых рыб, покрывает особый вид чешуи — плакоидная. Анатомически она родственна не шерсти, а зубам, и отдельные чешуйки состоят из дентина с эмалеподобным твердым покрытием. Этот слой чувствителен к понижению рН, которым сопровождается глобальное потепление.

Дополнительный углекислый газ, поступающий в атмосферу, частично поглощается водой, приводя к ее закислению. По существующим прогнозам, к 2300 году рН Мирового океана опустится ниже 7,3 (сейчас он составляет около 8,1). В новой статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, показано, что этот процесс несет прямую опасность для состояния акульей чешуи.

Ученые во главе с профессором южноафриканского Университета Штелленбош Лунцем Орсвальдом (Luntz Auerswald) использовали для исследования кошачьих акул Haploblepharus edwardsii. Рыб содержали в воде с пониженным значением рН в течение девяти недель, после чего проверяли состояние их чешуи. Наружный слой примерно четверти чешуек оказался разрушен, тогда как у представителей контрольной группы повреждения затронули менее 10% чешуек.

Любопытно, что в других аспектах акулы оказались способны эффективно противостоять закислению воды. Так, образцы крови, забранные у 36 рыб, живших в воде с низким рН, показали, что рост поступления углекислого газа в кровь компенсируется повышением содержания в ней карбонатов. Это позволяет акулам стабильно поддерживать оптимальную кислотность крови. Однако сопротивляться долговременной «коррозии» чешуек они не могут.

Чешуя играет большую роль в жизни акул не только в качестве защиты. Стимулируя образование микроскопических турбулентных завихрений, чешуйки снижают сопротивление воды при движении и позволяют рыбам плавать намного быстрее.

Исследователи из Нидерландов определили, какие области мозга задействованы при возникновении чувства любопытства.

Анализ пород, поднятых со дна Тихого океана, показал, что появление ядер плутония не совпадает со взрывами сравнительно близких к Земле сверхновых — похоже, их создали совсем другие космические катастрофы, такие как гибель нейтронных звезд.

Ученые ТюмГУ исследовали становление и развитие городов Сибири, и выяснили, что на их формирование влияли романтические настроения переселенцев.