«Роговой каннибализм» северных оленей может приводить к вспышкам смертельной болезни — Naked Science
29.12.2020

Норвежские ученые обнаружили, что голодающие северные олени могут поедать рога друг друга, отгрызая их прямо с головы, и при этом заражаться смертельно опасной прионной болезнью.

©Kitty Terwolbeck, Flickr

Несколько десятилетий назад у северных оленей, живущих на высокогорье Скарвхеймен в Норвегии, заметили крайне необычное поведение: они поедали друг у друга рога. Само по себе такое часто встречается среди копытных млекопитающих: остеофагия позволяет восполнить запас минералов, необходимых для отращивания рогов и копыт. Но обычно животные грызут уже сброшенные рога, здесь же они обкусывали их прямо с головы соседей.

Тогда, в 1980-х, следы чужих зубов обнаружили лишь у восьми процентов оленей. В конце 2000-х — уже у 72 процентов, а теперь число «покусанных» выросло до 97 процентов, причем независимо от пола: у северных оленей рога имеются и у самцов, и у самок. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Авторы работы —Атле Мистеруд (Atle Mysterud) и его коллеги из Университета Осло — указывают на связь между таким «роговым каннибализмом» и массовой гибелью животных, отмеченной в 2017-2018 годах.

Сверху — самки обгрызают рога других самок, ниже — следы такого «каннибализма» / ©Mysterud et al., 2020

Тогда тысячи местных оленей оказались поражены смертельной «болезнью хронического истощения» (Chronic Wasting Disease, CWD). Это прионное заболевание, вызываемое белками с аномальной структурой. Среди наиболее известных таких инфекций можно назвать «коровье бешенство» и куру, поражающую людей. Прионы поражают нервные ткани и передаются другим животным при их поедании. Именно поэтому ученые предположили, что между обгрызанием рогов и массовой гибелью от CWD может быть связь.

Камера, установленная возле кормушки, помогла проследить, как в течение года рога становятся все более заметно обгрызены / ©Mysterud et al., 2020

«Рога способны расти на впечатляющей скорости, до двух-трех сантиметров в день, — пишут авторы работы, — причем растущая ткань густо пронизана сенсорными окончаниями, связанными с тройничным нервом». Теоретически прионы действительно способны распространяться через эти клетки, однако прямых доказательств их присутствия в рогах северных оленей пока не нашли. Неизвестна и причина столь необычного поведения животных.

Самцы северных оленей сбрасывают рога с началом зимы и отращивают их к лету; для них рога служат, по-видимому, таким же вторичным половым признаком, инструментом доминирования в стае, как и у других оленей. У самок все происходит наоборот: они сбрасывают рога в конце весны и к зиме отращивают новые. Это помогает успешно конкурировать с самцами за пищу в холодные снежные месяцы. Кроме того, безрогие самки менее агрессивны, что облегчает выращивание новорожденного потомства.

Однако ежегодное выращивание новых рогов — задача крайне затратная. Популяции оленей в Скарвхеймене долгие годы остается не в лучшей форме, испытывая дефицит пространства для пастбищ и, соответственно, пищи. Ученые предполагают, что необычная форма «рогового каннибализма» могла возникнуть именно для восполнения недостающих ресурсов. Можно вспомнить, что олени на Шпицбергене, которым тоже не хватает пищи, перешли на поедание морской капусты.