Зонд Solar Orbiter на пути к Солнцу первый раз пролетел мимо Венеры и собрал новые научные данные — Naked Science

Аппарат Solar Orbiter прошел на расстоянии около 7,5 тысячи километров от плотных слоев венерианской атмосферы. Во время сближения часть научных инструментов зонда работала и собирала научные данные об электромагнитных полях Венеры, а также параметрах плазмы вокруг нее.

Зонд Solar Orbiter первый раз пролетел мимо Венеры на пути к Солнцу и собрал новые научные данные
Художественное представление пролета Solar Orbiter мимо Венеры / ©ESA, ATG medialab

Запущенный в феврале 2020 года европейский зонд для изучения Солнца Solar Orbiter на пути к орбите, где ему предстоит работать, должен совершить несколько гравитационных маневров. Благодаря этим «трюкам» вокруг Земли и Венеры космический аппарат сможет экономично изменить свою траекторию.

В частности, первый такой маневр был выполнен 27 декабря около Венеры. В результате него изменилось наклонение орбиты Solar Orbiter вокруг Солнца. Подобные операции при выполнении без использования гравитации других небесных тел, а только при помощи собственных двигателей, — одни из наиболее ресурсоемких в космических полетах.

Во время пролета на близком расстоянии от Венеры Solar Orbiter должен был сохранять ориентацию камер на Солнце, поэтому съемка планеты не производилась. Зато работали другие приборы зонда — магнитометр, инструменты для изучения радиосигналов и плазмы, а также детекторы заряженных частиц.

Согласно официальному Twitter-аккаунту эксперимента Европейского космического агентства (ЕКА) по изучению магнитных полей Солнца (MAG), данные с первого инструмента ученые уже получили. В ближайшие месяцы их предстоит подробно проанализировать — это позволит уточнить характеристики магнитосферы Венеры.

Зонд Solar Orbiter создан ЕКА в сотрудничестве с NASA и предназначен для изучения Солнца. Особенность миссии — вытянутая орбита с перицентром в 0,28 астрономической единицы (ближе Меркурия) и апоцентром в 0,91 астрономической единицы от звезды. Также интересно наклонение — 24 градуса, — которое позволит аппарату захватить в «поле зрения» полюса Солнца. Для выхода на такую орбиту Solar Orbiter совершит несколько гравитационных маневров около Земли и Венеры в течение 3,5 года полета.

Несмотря на то что аппарат еще не вышел на целевую орбиту около Солнца, его основная миссия началась. Solar Orbiter не только прислал новые снимки звезды, но и успел изучить незапланированные объекты. В конце минувшей весны зонд пересек газовый, а затем и пылевой хвосты разрушившейся кометы C/2019 Y4 (ATLAS).

Изначально такую встречу не планировали, но после уточнения параметров орбиты кометы ученые обрадовались неожиданному шансу ее изучить. Приборы аппарата заранее откалибровали для максимальной эффективности при выполнении нестандартной задачи, и уникальные данные удалось успешно собрать.