15.09.2021
2 204

Коров приучили «к горшку» ради борьбы с глобальным потеплением

4.4

Биологи продемонстрировали, что крупный рогатый скот можно приучить к мочеиспусканию в «туалете», собирая и перерабатывая вредные отходы.

©Research Institute for Farm Animal Biology

Не секрет, что животноводство — одно из самых заметных источников парниковых газов в атмосфере, загрязнения почвы и воды. В мире живет порядка миллиарда голов крупного рогатого скота. Они производят огромные массы мочи и навоза, разложение которых ведет к выделению метана и аммиака, нитратов и оксидов азота. Поступление этих веществ в природу вызывает и парниковый эффект, и цветение водоемов, и многие другие негативные воздействия.

Биологи и агротехники из Германии и Новой Зеландии нашли новый необычный способ снизить вредное влияние животноводства на окружающую среду: приучить коров «к горшку». Подразумевается, что сконцентрированные в одном месте отходы можно собрать и отправить на переработку. А пока ученые продемонстрировали, что животные вполне способны обучиться сдерживать себя, чтобы мочиться в нужном месте. Об этом авторы пишут в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Животное получает награду за мочеиспускание в «туалете» / ©Research Institute for Farm Animal Biology

Ученые проводили опыты на 16 телятах, которые жили на экспериментальном поле и не использовались для получения молока или разведения. Сначала они установили огороженный «туалетный» вольер и тренировали животных пользоваться им: помещали внутрь и каждый раз, когда те опорожняли мочевой пузырь, выдавали лакомство. Далее коров ставили снаружи вольера и подкармливали за то, что они заходили внутрь, чтобы помочиться там. Если же животное «делало свои дела» снаружи, его обдавали водой из шланга.

Корова идет ко входу в «туалет» / ©Research Institute for Farm Animal Biology

По словам ученых, 45-минутных сеансов обучения в течение десяти дней было достаточно, чтобы 11 из 16 телят приучились опорожняться внутри «туалетного» вольера. Остальные пятеро, возможно, тоже смогли бы вскоре натренироваться, однако авторы решили не тратить на них время. Таким образом, биологи заключили, что коровы способны обучиться контролировать мочеиспускание.

Сами исследователи называют свою работу «доказательством принципа»: если приучить коров «к горшку» действительно так просто, можно двигаться дальше к массовому применению этого метода на практике. На настоящих больших сельскохозяйственных предприятиях весь процесс обучения и последующего контроля должен происходить автоматически. Поэтому теперь ученые планируют заняться разработкой подходящих систем и механизмов.