14.09.2021
12 145

Ученые узнали, как часто люди в древности спаривались с родственниками

5.1

Немецкие и американские антропологи разработали метод измерения длины рядов гомозиготности в древней ДНК, который позволил понять, преобладали ли в прошлом союзы между близкими родственниками.

Принц Альберт и королева Виктория, 1846 год
Принц Альберт и королева Виктория, 1846 год. Они приходились друг другу двоюродным братом и сестрой / © Wikimedia Commons

Браки между двоюродными братьями и сестрами остаются распространенной практикой во многих странах. В Китае, Северной Корее, Тайване, Южной Корее, на Филиппинах и в 24 из 50 штатах Америки они, напротив, считаются неприемлемыми и запрещены законом. Тем не менее в мире более 700 миллионов людей — потомки троюродных или других близких родственников. В некоторых регионах число таких союзов достигает 20-60 процентов.

Родители могут иметь и более отдаленные родственные связи друг с другом — зачастую это следствие небольшого размера популяции или так называемого эффекта основателя в сплоченных группах, которые оказались в изоляции. На другом конце — большие популяции, где у супругов вовсе нет недавних связей в родословной.

Спаривания между близкими родственниками встречались — и благодаря историческим источникам нам об этом известно достоверно — в королевских семьях Европы, Древнего Египта, у инков и в других культурах. Но исследователи по-прежнему мало знают о более широких моделях родства отца и матерей в прошлом, особенно в доисторических обществах. Сотрудникам Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия) и Чикагского университета (США) удалось восполнить пробел и выяснить, насколько часто наши предки вступали в союз с родственниками. Статья об этом вышла сегодня в журнале Nature Communications.

Учитывая тот факт, что родство родителей оставляет геномные следы в виде рядов гомозиготности (участки ДНК с недостатком генетической изменчивости) и их можно идентифицировать по всему геному, антропологи изучили ранее опубликованные данные по дезоксирибонуклеиновой кислоте 1785 людей, живших за последние 45 тысяч лет. В этом ученым помог новый вычислительный инструмент, способный выявлять длинные сегменты, идентичные в двух копиях ДНК: одна — от матери, вторая — от отца. Чем ближе их родство, тем больше таких одинаковых участков (и тем они длиннее).

Длина рядов гомозиготности у 6000-летнего жителя Леванта. Самый длинный сегмент — 91,1 сантиметра. Темно-серым отметили области, где от двух родителей была передана идентичная ДНК / © Ringbauer et al.

Оказалось, лишь у трех процентов выборки (54 человека из 1785) родители были двоюродными братьями и сестрами: сумма длины их рядов гомозиготности превышала 50 сантиметров. Причем эти древние люди не принадлежали к какой-либо группе и не жили в одном регионе: следовательно, спаривания между родственниками происходили спорадически. Единственный археологический кластер, который ученые выделили, — Римская республика железного века: там в трех из 11 образцов обнаружили превышение порогового значения гомозиготности. Наивысшее значение суммы таких участков (более 20 сантиметров каждый) ДНК выявили у 6000-летнего жителя Леванта медного века: судя по всему, он появился на свет в семье родственников первой степени родства (родные брат и сестра или родитель и ребенок).

Также антропологи заметили снижение фоновых браков между родственниками при появлении оседлого земледелия или вскоре после перехода к нему. Вероятно, это можно связать с увеличением численности населения во многих географических регионах по всему миру.