Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
28 октября

Ученые обнаружили игровое поведение у насекомых

5.9

Эксперименты со шмелями показали, что они могут увлекаться катанием мяча, не получая за это никакой прямой награды. Кажется, они испытывают удовольствие от самой игры — как и «высшие» животные, включая людей.

©Dmitry Grigoriev, Flickr

Пять лет назад ученые из группы профессора Лондонского университета королевы Марии Ларса Читтки (Lars Chittka) показали, что насекомых можно научить игре в «футбол», предлагая вознаграждение в виде сладкого сиропа. Уже тогда биологи заметили, что некоторые насекомые играли с мячом и без какой-либо награды. Это могло свидетельствовать об их способности проявлять игровое поведение, что само по себе довольно неожиданно для животных с довольно примитивной нервной системой. Чтобы убедиться в этом, Читтка и его коллеги провели целую серию новых экспериментов, результаты которых представлены в журнале Animal Behavior.

Один из таких опытов поставили с 45 шмелями: их по очереди помещали в закрытую камеру, оставляя свободное пространство, на противоположной стороне которого размещали кормушку. Насекомое могло двигаться к лакомству напрямик либо отклоняться от пути, заглядывая в часть камеры, где находились крошечные мячики. Именно так, как оказалось, и поступали шмели: прежде чем отправиться за сиропом, они катали мяч от одного до 117 раз, добровольно и не получая никакой награды за это занятие.

©Queen Mary University of London

В другом эксперименте участвовали 42 шмеля. Их помещали в камеру с двумя окрашенными «комнатами», в одной из которых находились мячи, а другая была пустой. Насекомые предпочитали проводить время в первой «комнате», играя с мячами. Более того, когда связь цвета с мячами сформировалась, их можно было удалить, и шмели по-прежнему предпочитали эту комнату второй. Также исследователи отметили, что молодые особи играют с мячами дольше возрастных, а самцы — дольше, чем самки.

По современным представлениям, настоящее игровое поведение должно проявляться спонтанно и добровольно, не приносить никаких прямых наград, включая доступ к пище, возможности спаривания и другие выгоды для адаптации и выживания. При этом двигательная активность не должна быть идентична обычной активности, направленной на получение таких наград. Наконец, игра должна происходить в обстановке, не связанной со стрессом или иной аномальной обстановкой, и доставлять удовольствие сама по себе.

Ларс Читтка и его соавторы с тщательностью убедились в том, что все эти условия в экспериментах соблюдены. Шмели не вытягивали носики и не покусывали мячи, как они это делают, поедая нектар или пыльцу, не проявляли по отношению к ним полового поведения. Мячи находились далеко от гнезда, откуда насекомые стараются удалить посторонние предметы. Они не были связаны со сладкой наградой и не мешали ее получить. В итоге ученые заключили, что манипуляции с мячами у шмелей полностью удовлетворяют всем критериям настоящего игрового поведения.