24.02.2017
Редакция Naked Science
1 060

Шмели научились играть в футбол

Британские ученые превратили шмелей в профессиональных футболистов, научив зарабатывать сладкий сироп ловкой игрой в мяч.

bumble-bee

Об удивительных экспериментах Ларса Читтки (Lars Chittka) из Лондонского университета королевы Марии, которые он ставит с земляными шмелями, мы уже писали. Однако в своей новой работе, опубликованной журналом Science, Читтка и его коллеги показали еще более поразительные способности тех же шмелей (Bombus terrestris). «Наша работа – это последний гвоздь в гроб представлений о том, будто гибкость поведения и обучения насекомых ограничиваются небольшими размерами их мозга», – заявил ученый.

В самом деле, мозг шмелей содержит всего лишь порядка 1 млн нейронов против около 100 млрд у нас с вами. Однако и этого, оказывается, вполне достаточно для реализации очень сложных форм поведения и обучения. Чтобы продемонстрировать это, Читтка и его соавторы научили насекомых манипулировать искусственным объектом – шариком, – играя в футбол и получая награду за каждый голевой бросок.

Помещенным на «поле» шмелям необходимо было закатывать шарик в лунку по центру. Ученые обучали их, демонстрируя «технику игры» с помощью палочки, окрашенной похожими на шмелиные желто-черными полосками, а каждую удачную попытку насекомого вознаграждали порцией сладкого сиропа. Достаточно было обучить лишь нескольких особей – и они демонстрировали эти навыки другим жителям своей колонии, а уже вскоре все могли «зарабатывать» пищу «профессиональной» игрой в футбол.

©Science Magazine / Loukola et al., 2017

Впоследствии ученые могли менять цвет шарика на совершенно другой – шмели все равно распознавали его и продолжали подталкивать, закатывая в «ворота». Более того, если на поле было выложено несколько шариков, насекомые совершенно разумно выбирали тот, который находится ближе к цели. Они действовали так даже в том случае, если «тренер» демонстрировал, как закатывает самый дальний из шариков. Получается, что шмели не просто копировали движения, а «понимали» их суть.

Еще удивительнее это с учетом совершенной искусственности этих действий для насекомых, которым в природе не приходится сталкиваться с подобными задачами, развивая инстинктивные способности справляться с ними. «Если животное чего-то не делает, еще не значит, что оно не может это сделать, – говорят ученые. – Просто давление среды не заставляет их».

В будущем Ларс Читтка и его коллеги намерены «заставить» шмелей выполнять еще более необычные и сложные для них операции. Ученые продумывают многошаговый эксперимент, напоминающий пользование торговым автоматом, продающим снеки и напитки: насекомому надо будет научиться докатывать шарик до цели, после чего отправляться к совершенно другому месту для получения награды. Разделение действия и его результата во времени и пространстве всерьез усложняет осознание задачи, но ученые уверены, что и с этим шмели справятся.