Шмели научились играть в футбол

Британские ученые превратили шмелей в профессиональных футболистов, научив зарабатывать сладкий сироп ловкой игрой в мяч.

Об удивительных экспериментах Ларса Читтки (Lars Chittka) из Лондонского университета королевы Марии, которые он ставит с земляными шмелями, мы уже писали. Однако в своей новой работе, опубликованной журналом Science, Читтка и его коллеги показали еще более поразительные способности тех же шмелей (Bombus terrestris). «Наша работа – это последний гвоздь в гроб представлений о том, будто гибкость поведения и обучения насекомых ограничиваются небольшими размерами их мозга», – заявил ученый.

В самом деле, мозг шмелей содержит всего лишь порядка 1 млн нейронов против около 100 млрд у нас с вами. Однако и этого, оказывается, вполне достаточно для реализации очень сложных форм поведения и обучения. Чтобы продемонстрировать это, Читтка и его соавторы научили насекомых манипулировать искусственным объектом – шариком, – играя в футбол и получая награду за каждый голевой бросок.

Помещенным на «поле» шмелям необходимо было закатывать шарик в лунку по центру. Ученые обучали их, демонстрируя «технику игры» с помощью палочки, окрашенной похожими на шмелиные желто-черными полосками, а каждую удачную попытку насекомого вознаграждали порцией сладкого сиропа. Достаточно было обучить лишь нескольких особей – и они демонстрировали эти навыки другим жителям своей колонии, а уже вскоре все могли «зарабатывать» пищу «профессиональной» игрой в футбол.