17.05.2023
Анна Новиковская
7 190

Китовые акулы начали использовать ученых как рыб-чистильщиков

6.5

Как и все крупные морские животные, китовые акулы страдают от паразитов на шкурах, и у берегов Западной Австралии они нашли себе необычных «чистильщиков» — морских биологов.

Громадной рыбе физически трудно почесаться в некоторых местах, поэтому она «пользуется услугами» других видов / © Unsplash / Автор: Сергей Данилов

Многие виды диких животных за годы контактов с людьми привыкают к их присутствию и даже начинают извлекать из него определенную выгоду. Например, медведи нередко приходят на свалки в поисках доступной пищи или выпрашивают еду у проезжающих мимо туристов, а дельфины помогают рыбакам загонять рыбу, за что получают часть улова.

И китовые акулы, самые крупные из существующих сегодня рыб, не исключение. Эти безобидные великаны, длина которых может превышать 18 метров, страдают от кожных паразитов. И ученые, которые собирают образцы с их шкур, по-видимому заняли в акульей картине мира место рыб-чистильщиков, избавляющих их от непрошеных сожителей.

По крайней мере, у австралийских берегов, где морские биологи из Университета Западной Австралии почти десять лет занимаются изучением китовых акул, громадные рыбы начали вести себя в присутствии людей примерно так же, как с другими видами чистильщиков, избавляющих их от паразитов. Когда ученый приближается с небольшим пластиковым ножом, чтобы соскрести веслоногих рачков с тела акулы, та замедляется или даже останавливается, давая людям подплыть к себе.

Конечно, ученые — не единственные чистильщики акул, но если прилипаловые рыбы в основном кормятся на легкодоступных частях тела акулы, таких как бока и брюхо, то бесстрашные люди подплывают к плавникам и уголкам пасти, куда другие виды обычно не добираются. Возможно, именно это повышает ценность ученых в глазах акул, и после одного-двух контактов с людьми рыбы начинают относиться к их присутствию удивительно спокойно.

Собранные образцы паразитов могут многое поведать об образе жизни их хозяина / © Andre Rerekura, AIMS

Изучая состав веслоногих рачков, ученые узнают, на какой глубине собирала пищу акула и чем конкретно питалась — это данные, которые раньше можно было получить только после изучения соскобов кожи рыбы. Такой способ получения исследовательских данных не только гуманнее, но и, по-видимому, приятнее для самих акул, которые терпеливо ждут, пока неуклюжие и странно большие «рыбы-чистильщики» удалят паразитов с их тел.

Исследование опубликовано в журнале Fishes.