27.12.2018
Редакция Naked Science
2 866

Гибель нейронов при болезни Альцгеймера назвали защитным механизмом

Ученые считают, что этот процесс — результат механизма контроля качества клеток.

Исследователи из Фонда Шампалимо (Португалия) поставили эксперименты на генетически модифицированных мухах дрозофилах и заметили, что потеря нейронов при модели болезни Альцгеймера улучшает поведение больных насекомых. Работа опубликована в журнале Cell Reports.

Один из сотрудников лаборатории Эдуардо Морено (Eduardo Moreno) заметил, что в 2015 году их исследовательская группа и другие ученые сообщили о механизме конкурирования клеток. По его словам, этот процесс предотвращает преждевременное старение, позволяя ликвидировать «непригодные» клетки. Авторы предположили, что такая же перестройка ткани может происходить и в мозге при нейродегенеративных заболеваниях. Для проверки гипотезы они провели опыты с дрозофилами.

Ученые генетически модифицировали мух таким образом, чтобы у тех в мозге экспрессировался пептид бета-амилоид β42. Он ассоциируется с патогенными свойствами, из-за которых образуются амилоидные бляшки, вызывающие пагубные изменения в работе мозга. Такие мухи показывали симптомы, характерные для болезни Альцгеймера: они страдали потерей памяти и координационными нарушениями, которые усугублялись с возрастом.

Ученые хотели выяснить, из-за чего гибнут нейроны и действительно ли их смерть связана с механизмом конкуренции. Первый автор статьи Дина Коэльо (Dina Coelho) рассказала, что в одном эксперименте они остановили смерть нейронов, но у подопытных только усугубились симптомы, поэтому умерли они раньше обычного. В другом случае авторы форсировали гибель клеток, после чего состояние мух с бета-амилоидами улучшилось. «Дрозофилы вели себя почти как нормальные особи касательно их памяти, движения и обучения», — говорит она.

Схематичное отображение результатов экспериментов / ©Cell Reports

Эдуардо Морено рассказал о значении открытия:

«Главный вывод заключается в том, что все это время мы, вероятно, неправильно понимали болезнь Альцгеймера. Наши результаты показывают, что смерть нейронов приносит пользу, потому что мозг работает лучше без клеток, отравленных бета-амилоидами».

Ранее ученые из Исследовательского института Крембиля (Канада) показали, что кофе, в зависимости от степени прожарки, способен уменьшить риск развития заболеваний Альцгеймера и Паркинсона.