Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
3 октября
Александра Медведева

Крупные нейроны оказались маркером успешного старения

4.7

Ученые обнаружили, что нейроны в мозгу так называемых суперстариков (тех, кто дожил до преклонного возраста, сохранив отличную память) значительно крупнее, чем у их сверстников и даже людей на 20-30 лет моложе. Кроме того, эти нейроны не содержат клубков тау-белка, которые характерны для возрастных нарушений памяти и болезни Альцгеймера. Вероятно, крупные нейроны представляют собой биологический признак успешного старения.

Изучая мозг пожилых людей с хорошей памятью, ученые из Северо-Западного университета (США) выяснили, что нейроны в их энторинальной коре (области мозга, отвечающей за память) значительно крупнее, чем у сверстников со средними когнитивными способностями и даже у людей на 20-30 лет моложе. Результаты исследования опубликованы в журнале The Journal of Neuroscience.

Кроме того, эти крупные нейроны не содержали клубков тау-белка, которые накапливаются в клетках при различных когнитивных нарушениях, связанных с возрастом, в том числе при болезни Альцгеймера. По мнению авторов, это может означать, что крупные нейроны изначально присутствовали в коре долгожителей и структурно сохранялись на протяжении всей жизни. Вероятно, такие клетки представляют собой маркер «суперстарения».

Исследование проводили в рамках программы SuperAging, в которой участвуют уникальные люди, известные как «SuperAgers» («суперстарики»), дожившие до 80 лет и сохранившие исключительную память — по крайней мере, такую же хорошую, как у людей в возрасте 50-60 лет. Чтобы понять, чем вызваны эти особенности, и разобраться, почему «суперстарики» устойчивы к развитию болезни Альцгеймера, авторы посмертно изучили мозг шести долгожителей, завещавших тело науке.

Ученые особенно сосредоточились на энторинальной коре головного мозга. Она находится в височной доле и относится к гиппокамповой формации, участвует в процессах памяти и первой страдает при болезни Альцгеймера. Эта кора состоит из шести слоев нейронов, расположенных друг над другом. В частности, второй слой получает информацию из других центров памяти и служит очень специфическим и важным центром цепи памяти мозга.

Оказалось, у «суперстариков» второй слой энторинальной коры содержал более крупные и здоровые нейроны по сравнению с их сверстниками, пациентами с ранней стадией болезни Альцгеймера и даже людьми на 20-30 лет моложе долгожителей. Исследователи также показали, что эти большие нейроны второго слоя избавлены от образования клубков тау, которые, напротив, приводят к уменьшению размеров нейронов.

По все еще неизвестным причинам нейроны в энторинальной коре избирательно подвержены образованию клубков тау-белка и при обычном старении, и на ранних стадиях болезни Альцгеймера. Однако нейроны «суперстариков» практически не содержали таких структур. Теперь ученые планируют продолжать исследования, чтобы понять, от чего зависят размер и целостность нейронов долгожителей.