Новый вид амеб назвали в честь Гэндальфа — Naked Science
09.02.2017, 11:05
Naked Science

Новый вид амеб назвали в честь Гэндальфа

Бразильские ученые обнаружили новый вид амеб и назвали его в честь волшебника из легендариума Джона Толкиена. Результаты работы опубликованы в журнале Acta-Protozoologica.

Амебы (Amoeba) — род одноклеточных с изменчивой формой тела, обитающих в живых организмах, почве и водоемах. Несмотря на микроскопический размер (до 0,5 миллиметра), амебы могут обладать длиной генома, которая в 200 раз превышает показатель человека. При этом ряд из них ведут паразитический образ жизни, вызывая заболевания животных и человека, например дизентерию.

Новый вид был обнаружен в водоемах разных штатов Бразилии, в частности Токантинсе, Минас-Жейрасе и Паране, и отнесен к роду Arcella раковинных амеб (Testacea). Как и некоторые другие представители отряда, новый вид обладает плотной внешней оболочкой. Однако обычно такая оболочка имеет дискообразную или полусферическую форму, тогда как у найденных амеб она конусообразная.

A. gandalfi / © Jordana C. Féres et al., Acta-Protozoologica, 2017

Из-за необычного внешнего вида авторы назвали новый вид в честь волшебника Гэндальфа, шляпа которого также имела конусообразную форму, — Arcella gandalfi. Примечательно, что A. gandalfi также отличается относительно большим размером: средний диаметр оболочки составляет 81 микрометр, длина — 71 микрометр, что примерно вдвое больше, чем у остальных раковинных амеб этого отряда.

Ученые часто называют новые виды в честь известных личностей и персонажей. Ранее стало известно о новым виде ос, которые паразитируют на орехотворках (Cynipoidea). Наблюдения показали, что эти осы используют организм хозяина, чтобы высвободиться из крипты, прогрызая тело последнего изнутри. За специфическую жестокость они были названы в честь бога разрушения Сета.