01.02.2023
Анна Новиковская
2 998

Исследователи назвали самых заядлых зверей-людоедов

6.0

Крупные хищники, вынужденные делить среду обитания с людьми, все чаще рассматривают двуногих соседей в качестве добычи. Теперь ученые назвали семейство млекопитающих, от клыков и когтей которых люди погибают чаще всего.

Леопарда нередко можно застать за поеданием человечины, причем в основном хищники нападают на детей / © Vincenzo Penteriani / Автор: Cloelia Andronicus

По мере того как на планете остается все меньше нетронутых уголков дикой природы, а численность человечества неуклонно растет, диким животным приходится чаще сталкиваться с людьми, что неминуемо приводит к конфликтам. По всему миру крупные хищники нападают на двуногих жертв, при этом процент и обстоятельства подобных инцидентов зависят как от вида животного, так и от уровня доходов в конкретной стране.

Проанализировав 5089 сообщений о нападениях крупных хищников 12 видов из трех семейств (кошачьих, псовых и медвежьих), собранных с 1970 по 2019 год, международная группа исследователей обратила внимание, что со временем число нападений только возросло, особенно в странах с низкими доходами населения.

Если доходы населения в стране были высоки и для выживания человеку не приходилось постоянно вторгаться в среду обитания крупных хищников, большинство нападений происходило во время прогулки по национальному парку или похода в горы — иными словами, люди сознательно отправлялись в места, где обитают дикие звери. Напротив, в странах с низкими уровнями доходов 90 процентов нападений случилось, пока люди занимались повседневными делами — рыбачили, пасли скот либо работали в поле, находясь при этом в опасной близости от охотничьих территорий хищников.

С целью съесть человека чаще всего нападали кошачьи и псовые, тогда как медвежьи обычно атаковали, только если защищали детеныша или их застигли врасплох. Наиболее смертоносными оказались нападения крупных кошек (львов, тигров, леопардов, ягуаров и пум): около 65 процентов случаев закончились гибелью жертвы. Тогда как при нападении псовых (волков и койотов) погибло 49 процентов жертв, а при нападении медведей — только девять процентов.

Распределение случаев нападения по видам животных и регионам планеты / © 10.1371/journal.pbio.3001946

По словам исследователей, профилактические меры, направленные на снижение риска нападения хищников на людей, следует адаптировать к условиям жизни в конкретной стране. В государствах с высокими уровнями доходов подойдут просветительская работа и жесткое соблюдение правил поведения при посещении национальных парков или зон для кемпинга.

Однако в странах с низким уровнем доходов, где человек вынужден вторгаться на охотничьи территории хищных зверей, эффективнее было бы территориальное разделение мест обитания диких животных и полей для выпаса скота и выращивания сельскохозяйственных культур — что с учетом растущего населения практически невозможно.

Исследование опубликовано в журнале PLoS Biology.