17.08.2021
18 418

Биологи обнаружили увеличение размеров животных в крупных мегаполисах

4.8

Вопреки общепринятому мнению, урбанизация ведет к росту размеров и массы тела городских млекопитающих. Ученые связывают это с большей безопасностью и доступность пищи на улицах и свалках.

Койот на улице в Техасе
Койот на улице в Техасе / ©Texaseagle, CC BY-NC 2.0 / Автор: Александр Литвинов

Большие города влияют даже на геологию нашей планеты, а тем более на ее растительный и животный мир. Принято думать, что урбанизация среды обитания ведет к сокращению средних размеров животных. Дороги и здания вызывают локальный разогрев воздуха, и температура в городе всегда чуть выше, чем за его границами. Более теплая среда обычно связана именно с уменьшением размеров тела, что облегчает отдачу лишнего тепла. Именно поэтому амурские тигры крупнее индонезийских, а белые медведи больше бурых. В биологии такая зависимость известна как правило Бергмана.

Однако новая работа исследователей из Музея естественной истории Флориды показала, что урбанизация имеет обратный эффект и средние размеры тела животных в городах больше, чем у их «диких» собратьев. Об этом Роберт Гуральник (Robert Guralnick) и его коллеги пишут в новой статье, опубликованной в журнале Communications Biology.

Авторы замерили длину и массу тела у 140 500 животных, представляющих 100 видов млекопитающих Северной Америки и собранных на протяжении последних 80 лет. Работа показала, что, несмотря на более высокую температуру, размеры тела у большинства из них увеличивались, противореча правилу Бергмана. Авторы связывают такой эффект с большей доступностью воды и пищи: в человеческих отходах найти их проще и в целом безопаснее, чем добыть в естественных условиях, что и позволяет животным вырастать до более крупных размеров.

Впрочем, не все млекопитающие реагируют на урбанизацию таким образом. Некоторые действительно уменьшаются, причем среди животных, которые способны пережидать зиму в гибернации, это сокращение в размерах проявляется особенно заметно. Возможно, во время спячки эти млекопитающие становятся более чувствительными к изменению температуры, и менее массивное тело позволяет легче его перенести.