16.08.2023
Юлия Трепалина
3 298

Города сделали синиц тусклыми

4.8

Живущие в городах синицы имеют более бледное оперение, чем их лесные сородичи, выяснили европейские ученые.

Большая синица (Parus major) / ©Pixabay/CC0 Public Domain / Автор: Telestis Scaevinius

Кто не знает синиц — этих бойких птичек со звонким пением и ярко-желтой грудкой? Кажется, с их образом жизни все так очевидно, что здесь вряд ли может быть что-то новое. Однако, сравнив образцы перьев больших синиц (Parus major), обитающих в городах и лесах Европы, команда биологов из Швеции, Шотландии и Испании обнаружила, что по насыщенности цвета первые зачастую уступают вторым. Причиной «‎тусклости» ученые посчитали различия в питании. Результаты исследования опубликовал Journal of Animal Ecology.

Цвет перьев — важный показатель птичьего здоровья. Окраска может играть роль при выборе партнера для спаривания, для маскировки или отпугивания хищников. Другими словами, она влияет на шансы птицы выжить и успешно произвести потомство.

Характерный желтый цвет оперения большой синицы связан с природными пигментами каротиноидами. Они окрашивают многие фрукты и овощи в яркие цвета — оранжевый, желтый и красный.

Птицы получают каротиноиды из поедаемых насекомых, а те — из растений, которыми питаются. Результаты нового исследования показали, что в рационе городских синиц меньше каротиноидов, чем у лесных собратьев. Возможно даже, что этот недостаток отражается на их здоровье.

Исследование показало, что по насыщенности цвета городские синицы уступают лесным / ©Pablo Salmó et al.

Каротиноиды важны не только для цвета перьев. Это еще и антиоксидант, помогающий птицам справляться с последствиями загрязнения окружающей среды. Тусклое оперение городских синиц может говорить о том, что у них такая защита снижена.

«Более бледное желтое оперение городских синиц указывает на то, что городская среда влияет на пищевую цепь. Хотя мы обнаружили, что в разных городах Европы это влияния неодинаково», — отметил один из авторов исследования Пабло Сальмон (Pablo Salmón).

Территории городов во всем мире расширяются, и представители фауны все чаще оказываются в городской черте. Некоторые плюсы в этом есть: в городах не так холодно и меньше естественных хищников. В то же время птицы и животные сталкиваются с плохим состоянием экологии и изменениями в рационе.

«Судя по нашим результатам, птицы в городе не получают правильного питания. Это знание может помочь понять, как создать городскую среду, более благоприятную для биоразнообразия. Высаживая больше деревьев и растений в наших садах и парках, мы можем помочь птицам, таким как большие синицы, и обеспечить их и потомство здоровым питанием, включающим насекомых и пауков»‎, — пояснила исследователь-биолог Ханна Уотсон из Лундского университета (Швеция).

Одним из неожиданных открытий ученых стало то, что в разных странах Европы города неодинаково влияют на птиц. Например, в португальской столице Лиссабоне лесные синицы имели более насыщенное по цвету оперение, чем городские. Но в Мальмё — третьем по величине городе Швеции — эта разница оказалась гораздо заметнее.

Почему некоторые города благоприятнее для птиц, еще предстоит разобраться. Ученые убеждены, что подобные исследования необходимы. Они помогут разработать дружественную для дикой природы политику проектирования городов и позволят улучшить качество жизни не только людей, но и животных.