04.07.2017
Редакция Naked Science

Ученые оценили шансы млекопитающих на выживание

Фрагментация мест обитания угрожает многим видам животных.

6982245495eb2029fc50d12a0759eab2

Существует множество причин вымирания видов. Животные и растения исчезают из-за эпидемий, конкуренции с другими видами, сокращения генетического разнообразия и изменений окружающей среды. В 2016 году биологи установили, что размер популяций большинства современных вымирающих животных начал резко сокращаться еще в XIX веке.

В новом исследовании группа ученых из США, Австралии и Италии оценила глобальный уровень фрагментации мест обитания млекопитающих. Фрагментация — это процесс разделения территории, на которой обитает популяция, на несколько изолированных участков. Зачастую это происходит в результате деятельности человека. Например, так разбить территорию может строительство крупной дороги или вырубка леса под сельскохозяйственные нужды. Разделение территории мешает расселению животных, разбивает популяцию на несколько замкнутых групп — это сокращает генетическое разнообразие. Небольшие группы постепенно вымирают. Снижение численности вида разрушает пищевые цепи, и исчезновение одних животных может вызвать гибель других.

Ученые исследовали фрагментацию мест обитания 4018 видов млекопитающих, относящихся к 26 отрядам. Данные о степени угрозы видам исследователи взяли в Красной книге Международного союза охраны природы. В нее входят животные со всего мира (также существуют региональные Красные книги).

Чтобы измерить уровень фрагментации мест обитания, ученые использовали несколько уже существующих моделей оценки ареалов обитания млекопитающих. Такие модели позволяют сделать вывод о том, насколько определенная территория пригодна для жизни вида. Учитываются данные о наличии водоемов и разнообразии высот. Также важно соотношение площади «голой» почвы, растительности и искусственных покрытий — например асфальта. Интересно, что наиболее подходящие места обитания для многих видов не совпадают с охраняемыми природными территориями (например, национальными парками).

На основе данных этих моделей ученые смогли оценить уровень фрагментации территорий, наиболее пригодных для жизни определенных видов, поскольку именно эти места критически важны для выживания животных. Степень фрагментации оценивали, учитывая расстояния от каждой «ячейки» территории до границ общего ареала обитания вида.

Красным отмечены территории с наибольшей фрагментацией мест обитания различных видов, PNAS

Данные о фрагментации сопоставили с размерами животных и площадью ареалов их обитания. Исследование подтвердило, что высокий уровень фрагментации мест обитания ведет к большему риску вымирания вида вне зависимости от этих факторов. Кроме того, фрагментация усиливает отрицательное воздействие многих факторов климатических изменений — раздробленные территории с большим трудом адаптируются к новым условиям.

Ученые полагают, что их работа поможет сохранить виды, находящиеся под угрозой.

Статья опубликована в журнале PNAS.

Ученые выделили молекулу запаха, который пробуждает агрессию у женщин и подавляет ее у мужчин.

По словам генерального директора холдинга «Вертолеты России» Андрея Богинского, перспективный ударный вертолет будет опционально пилотируемым.

Археологи обнаружили самую полную и древнюю в Евразии кожаную чешуйчатую «броню».