1 февраля

Толстая литосфера Венеры вряд ли способна к тектонике плит

5.2

Структура крупнейшего ударного кратера Венеры показала, что толщина ее литосферы слишком велика, а на планете нет и не может быть никакой тектоники плит.

Кратер Мид с парой концентрических колец
Кратер Мид с парой концентрических колец / ©Calvin Hamilton

270-километровый ударный кратер Мид — крупнейший на Венере, окруженный внутренним и внешним кольцами расплавленной и застывшей породы. Кратер появился, по разным оценкам, от 300 миллионов до миллиарда лет назад. Ученые из Брауновского университета смоделировали его образование, чтобы лучше понять строение литосферы Венеры в то далекое время.

Судя по полученным результатам, на соседней планете не было и не могло быть движения тектонических плит. Об этом Эван Бьоннс (Evan Bjonnes) и его коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy. По их словам, полученные данные опровергают существующие гипотезы о том, что вплоть до сравнительно недавнего времени Венера оставалась тектонически активна.

На Земле свидетельства тектоники плит встречаются повсюду. Известны зоны субдукции, где одни плиты погружаются под другие, а также срединно-океанические хребты, где происходит образование новой коры. Орбитальные аппараты, работающие на орбите Венеры, обнаруживают сходные детали и на ее поверхности. Однако действительно ли они имеют такое же происхождение, разобраться нелегко: бурная и сверхплотная атмосфера и адские условия на поверхности сильно затрудняют детальные наблюдения.

Поэтому Бьоннс и его коллеги обратились к альтернативному источнику данных о литосфере Венеры. Древний ударный кратер Мид сохранил два концентрических кольца по краю, причем их размеры определяются температурным градиентом коры. Расчеты показали, что в момент удара этот градиент был невелик, то есть с ростом глубины температура повышалась постепенно и не слишком сильно.

Это, в свою очередь, указывает, что кора Венеры была (а возможно, и остается) слишком толстой для того, чтобы раскалываться на независимо движущиеся плиты. «Представьте замерзающий зимой водоем, — объясняет Эван Бьоннс. — Сперва лед появляется на поверхности, а на глубине все еще чуть теплее. Постепенно вода промерзает, и лед становится все толще».