17.11.2018
Редакция Naked Science
1 564

Оумуамуа оказался меньше, чем предполагали ученые

В ходе нового исследования были получены новые данные о первом известном межзвездном объекте, который пролетел через Солнечную систему.

image_6617e-oumuamua1

Оумумуа впервые зарегистрировали в октябре 2017 года с помощью телескопа Pan-STARRS 1 на Гавайях во время обзора околоземных астероидов. Дальнейшие наблюдения, проведенные множеством наземных телескопов и космическим телескопом «Хаббл», показали, что от поверхности объекта отражается солнечный свет. Большие вариации в яркости объекта привели к выводам о том, что Оумуамуа имеет продолговатую форму и, скорее всего, не более 800 метров в длину.

На днях в журнале Astronomical Journal появилось новое исследование, согласно которому некоторые предположения относительно Оумуамуа не совсем соответствуют действительности.

Космический телескоп «Спитцер» отслеживает астероиды и кометы посредством инфракрасной энергии — или тепла, — излучаемой ими. Она может предоставить более точную информацию о размерах объекта, чем оптические наблюдения или отраженный солнечный свет. Тот факт, что Оумуамуа был слишком тусклым для «Спитцера», задает определенные границы по поводу общей площади его поверхности.

Оумуамуа в представлении художника / © M. Kornmesser/ESO

Используя три разных модели, предоставляющие разные предположения о составе объекта, «Спитцер» ограничил сферический диаметр Оумуамуа до 400, 140 и 100 метров. Большая разница в результатах обусловлена гипотезами о составе Оумуамуа, влияющем на то, насколько он видим «Спитцеру» при определенном размере.

«Оумуамуа был полон сюрпризов с самого первого дня, так что мы не могли дождаться того, что покажет «Спитцер», — говорит ведущий автор исследования профессор Дэвид Триллинг из Университета Северной Аризоны. — Тот факт, что Оумуамуа слишком мал, чтобы «Спитцеро» мог его зарегистрировать, — на самом деле ценный результат».

Новые ограничения размера соответствуют данным недавнего исследования, проведенного астрономом Марко Микели из ЕКА. Согласно им небольшие изменения в скорости и направлении Оумуамуа произошли в результате дегазации. Другими словами, выделенный с поверхности газ действовал как небольшой ускоритель.

Оумуамуа к тому же оказался несколько меньше обычных комет в Солнечной системе. Вывод о том, что он испытал дегазацию, подразумевает, что он состоял из замороженных газов, как комета.

«Наше исследование также предполагает, что Оумуамуа может быть в 10 раз более отражающим (имеет более высокое альбедо. — Прим. ред.), чем кометы в Солнечной системе», — рассказывает Триллинг.

Альбедо кометы может меняться в течение ее «жизни». При приближении к Солнцу ее лед нагревается и сразу превращается в газ, сметая с поверхности пыль и грязь и обнаруживая больше отражающего льда.

Оумуамуа путешествовал сквозь межзвездное пространство миллионы лет вдали от звезд, которые могли бы «освежить» его поверхность. Но, возможно, она достаточно нагрелась при приближении к Солнцу примерно за пять недель до его открытия.