Эксперты о квантовых компьютерах
11.10.2018
Редакция Naked Science

Межзвездный объект Оумуамуа может оказаться не кометой, но и не астероидом

Астрономы снова засомневались в кометной природе первого обнаруженного межзвездного объекта: возможно, Оумуамуа — нечто среднее между кометой и астероидом.

oumuamua0

Уже год прошел с тех пор, как астрономы заметили небольшое тело, пересекающее Солнечную систему по такой траектории и с такой скоростью, что в конце концов оно было определено как межзвездный объект. Название он получил соответствующее — 1I/Оумуамуа: 1 — первый, I — межзвездный (Interstellar), Оумуамуа — «гость» или «посланник» в переводе с гавайского (объект впервые был замечен исследователями, работающими в обсерватории на Гавайях). Едва ли удивительно, что Оумуамуа привлекает огромное внимание ученых, которые, однако, до сих пор не могут выяснить ее природу.

Первоначально ее сочли кометой, затем — астероидом. А несколько месяцев назад астрономы обнаружили, что Оумуамуа могла получить дополнительное ускорение за счет испарения Солнцем легких веществ с ее поверхности, и снова решили, что это комета. На такой же вариант указывает и изучение спектра Оумуамуа: в ее составе обнаруживается масса водного льда, характерного для комет. Но в новой работе кембриджского астрофизика Романа Рафикова (Roman Rafikov) эта версия снова ставится под сомнение. Соответствующая статья представлена в онлайн-библиотеке препринтов arXiv.org.

В самом деле, сколько бы доводов в пользу гипотезы о «кометной природе» Оумуамуа ни приводилось, одно совершенно ясно: у нее не было хвоста, который должны выбрасывать кометы, сближаясь с Солнцем. Разумеется, хвост мог оказаться слишком разреженным, а наблюдения за стремительным объектом — слишком короткими, так что хвоста мы могли просто не заметить. Однако профессор Рафиков указывает, что испарение вещества с поверхности Оумуамуа, которое могло бы создать хвост и придать ей дополнительное ускорение, в любом случае должно было повлиять и на характер вращения объекта.

Более того, по расчетам ученого, если дополнительное ускорение действительно связано с этим процессом, то он должен был ускорить вращение Оумуамуа до такой большой скорости, что любая комета развалилась бы на части под действием центробежных сил. «Появляются сильные доводы в пользу и той, и другой версии, — добавляет Роман Рафиков. — Но если это астероид, то с очень необычным, экзотическим сценарием образования».

Возможно, странный межзвездный гость указывает на существенный недостаток существующей классификации малых небесных тел. Мы привыкли разделять их на каменистых жителей внутренних областей Солнечной системы, астероиды, движущиеся по сравнительно круглым траекториям, и ледяные кометы, более многочисленные, находящиеся в далеких внешних областях и прилетающие к Солнцу по сильно вытянутым орбитам. Экзотические особенности Оумуамуа могут говорить о том, что такое бинарное разделение недостаточно точно и существуют не только «строгие» астероиды и кометы, но и промежуточные варианты.