5 525

Телескоп James Webb увидел «невозможные» галактики в ранней Вселенной

5.8

Древние галактики, которые удалось рассмотреть космическому телескопу James Webb, невероятно массивны для своего времени. Пока что совершенно неясно, как они могли возникнуть во Вселенной, которой не было и миллиарда лет.

©NASA, ESA, CSA, Ivo Labbé, Gabriel Brammer / Автор: Visellia Orfius

Считается, что первые галактики стали появляться спустя лишь пару сотен миллионов лет после Большого взрыва. Однако среди них не было таких массивных и сложно структурированных, как сегодня. Они формировались за счет слияния более мелких галактик и этот процесс растянулся на миллиарды лет. Однако новые наблюдения James Webb противоречат таким взглядам на прошлое нашей Вселенной.

Космический телескоп James Webb обнаружил сразу шесть галактик, которые существовали уже через 500-700 миллионов лет после Большого взрыва и при этом имели массы до сотен миллиардов масс Солнца. Находка была сделана в рамках научной программы по изучению ранней Вселенной CEERS. О ней рассказывается в статье Иво Лаббе (Ivo Labbé) и его коллег, опубликованной в журнале Nature.

Авторы отмечают, что общая масса этих галактик превышает всю массу Вселенной того времени, — по крайней мере, по современным представлениям. «Первой мыслью было, что это какая-то ошибка, — сказал Иво Лаббе, — но несмотря на все попытки, найти ее не удалось». «Эти объекты намного массивнее, чем можно было ожидать, — добавил Джоэль Лейа (Joel Leja), еще один из авторов новой работы. — Мы ожидали увидеть мелкие, молодые галактики, но обнаружили галактики настолько же зрелые, как и наша, в ту эпоху, которую принято считать самым началом Вселенной».

В самом деле, массы этих галактик приближаются к Млечному Пути (1,5 триллиона солнечных масс), формирование которого длилось больше десяти миллиардов лет. Пожалуй, самым любопытным их отличием от современных крупных галактик оказались небольшие размеры. Так, одна из галактик содержит почти столько же звезд, сколько и наша, но при этом в 30 раз компактнее нее.

Такую громкую находку еще понадобится проверить, чтобы подтвердить оценки ученых. Авторы отмечают, что возможно, некоторые из шести удивительных объектов не галактики, а формирующиеся сверхмассивные черные дыры. Все это покажут новые наблюдения, хотя астрономы уже уверены, что их находка изменит наши представления о ранней Вселенной и рождении первых галактик.