21.07.2022
16 921

Телескоп James Webb нашел самую древнюю галактику

5.8

Едва начав работу, новый космический телескоп обновил рекорд наблюдения древнейших галактик и обнаружил одну из них — существовавшую всего через 300 миллионов лет после Большого взрыва.

GLASS-z13 на снимке James Webb
GLASS-z13 на снимке James Webb / ©GLASS-JWST, NASA/CSA/ESA/STScI, Naidu et al., 2022

Долгое время пальму первенства удерживал телескоп Hubble. В 2016 году он открыл галактику GN-z11, которая появилась немногим более 400 миллионов лет спустя после рождения нашей Вселенной. Однако новейшая космическая обсерватория James Webb способна заглянуть еще дальше и уже готова побить этот рекорд, причем сразу на сотню миллионов лет. О новой находке ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики рассказывают в статье, выложенной в библиотеке препринтов arXiv.

В своей публикации Рохан Наиду (Rohan Naidu) и его коллеги сообщили об обнаружении пары древнейших галактик GLASS-z11 и GLASS-z13. Пока речь идет лишь о кандидатах, расстояния до которых потребуется подтвердить дополнительным анализом. Тем не менее указания достаточно надежны, и ученые уверенно говорят о них как об одних из самых древних галактик, которые нам доводилось видеть. А GLASS-z13 можно назвать древнейшей: ее красное смещение (z) достигает 13, то есть она существовала уже 13,5 миллиарда лет назад — какие-то 300 миллионов лет спустя после Большого взрыва.

Наблюдения за ними вели с помощью инфракрасной камеры NIRcam, работающей на борту космического телескопа, в рамках его первого значительного осмотра неба. Полученные снимки вышли в рамках раннего релиза научной программы GLASS, и именно на них Наиду с соавторами заметили GLASS-z11 и GLASS-z13. В сравнении с нашим массивным и сложно структурированным Млечным Путем обе они действительно выглядят как «прошлое поколение». Наша Галактика насчитывает порядка 100 тысяч световых лет в поперечнике, тогда как GLASS-z11 — всего 2300, а GLASS-z13 — 1600 световых лет.

Пока авторы находки планируют новые наблюдения для подтверждения своих выводов и более детального изучения GLASS-z13. Само ее существование ставит много новых вопросов. Масса галактики предварительно оценивается в миллиард масс Солнца, и хотя это не так много в сравнении с тем же Млечным Путем, нам еще предстоит понять, как она сформировалась и выросла до этих размеров за считаные сотни миллионов лет, когда во Вселенной лишь зажигались первые звезды.