21.12.2022
Анна Новиковская
11 362

Астрономы обнаружили «бедное старое сердце Млечного Пути»

5.5

Группе астрономов из Института астрономии Общества Макса Планка удалось идентифицировать «бедное старое сердце Млечного Пути» — популяцию звезд, сохранившуюся в ядре Галактики со времен ее образования.

Карта Млечного Пути: «сердце» обведено кругом / © H.-W. Rix / MPIA

Наша родная Галактика, Млечный Путь, формировалась на протяжении последних 13 миллиардов лет — почти столько же, сколько существует Вселенная. За последние десятилетия астрономам удалось реконструировать многие этапы галактической истории, при этом их методика не слишком отличается от способов датировки, которыми пользуются археологи.

Так, например, раскопав древний город, ученые могут определить, какие здания построили раньше, а какие позже. На это указывает как расположение построек (логично, что вокруг Кремля располагается старейшая часть Москвы), так и используемые для их создания материалы или способы строительства. «Космические археологи» в этом отношении действуют так же, определяя возраст звезд по их химическому составу и расположению во Вселенной.

Чтобы восстановить историю Млечного Пути с самого начала, исследователи из Института астрономии Общества Макса Планка (Германия) определили возраст тысяч старейших из наблюдаемых звезд, находящихся на стадии субгиганта. Это позволило им «заглянуть в прошлое» на 11 миллиардов лет, ко времени слияния Млечного Пути с карликовой галактикой, чьи остатки обнаружили в 2018 году.

Поскольку старейшие звезды содержали довольно много тяжелых элементов, астрономы предположили, что они были вовсе не первыми в истории и до них уже существовало несколько поколений ранних звезд, после взрыва насытивших межзвездное пространство атомами металлов. Это соответствует предположению, что до формирования Млечного Пути существовали три или четыре протогалактики, образовавшиеся неподалеку друг от друга и в итоге слившиеся воедино. Именно они стали «сердцем» Млечного Пути, сохранившимся в центре нашей Галактики, и в конце концов ученым удалось его найти.

Оказалось, как и предполагали исследователи, «бедное старое сердце Млечного Пути» находится приблизительно на расстоянии 30 тысяч световых лет от центра Галактики и представляет группу бедных металлами звезд, чей возраст превышает 12,5 миллиарда лет.

Возможно, получив дополнительные данные, ученые даже смогут определить, к какой из протогалактик относится каждая звезда, что даст возможность уточнить происхождение всего Млечного Пути.

Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal.