Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
13 января
43 087

Астрономы нашли экзолуну, которая намного больше Земли

4.8

Обычно спутники планет много меньше нашей планеты, но в этот раз речь идет о настолько большом теле, что оно выглядит вполне солидным кандидатом на обитаемость.

©GRACE ELIZABETH HARRISON

Международная группа астрономов нашла в данных космического телескопа «Кеплер» новое небесное тело. Это спутник гигантской планеты, однако он необычайно велик и, видимо, относится или к классу так называемых суперземель, или даже к теплым нептунам. Суперземлями, как и теплыми нептунами, обычно называют планеты, которые заметно больше нашей, но в описываемом случае речь идет не о планете, а о спутнике. Похоже, астрономическая классификация в очередной раз рискует немного усложниться. Соответствующая статья опубликована в Nature Astronomy.

Новое тело получило название Kepler-1708 b-i. Первая часть названия означает, что оно находится в системе планеты Kepler-1708 b, где «b» — это первая планета, открытая в системе звезды Kepler-1708. Это солнцеподобная звезда, вокруг которой на расстоянии в 1,6 раза больше, чем Земля от Солнца, вращается похожая на Юпитер гигантская планета Kepler-1708 b.

Планету, как и большинство известных экзопланет, нашли транзитным методом. То есть астрономы фиксировали изменения светимости звезды Kepler-1708 и обнаружили, что периодически та падает на одну и ту же величину. Однако тщательное изучение графика светимости показало, что на впадине в нем, соответствующей планете, загораживающей чужую звезду, есть еще какие-то колебания. После тщательного анализа авторы новой работы пришли к выводу, что они должны объясняться наличием у этой планеты луны, причем необычайно крупной.

График изменения светимости звезды Kepler-1708. Провал соответствует моменту, когда между ней и Землей находится планета Kepler-1708 b и ее спутник (впрочем, их почти наверняка больше одного) / ©David Kipping et al.

Чтобы окончательно отбросить сомнения, ученые попробовали смоделировать такие виды астрофизической активности звезды в изучаемой системе, при которой та могла бы давать сходные колебания в графике светимости и привести наблюдателя к ложному заключению о наличии у планеты этой системы спутника. Всего они провели 200 сеансов моделирования, и лишь в двух из них обнаружили такие сигналы, которые действительно можно было бы спутать с экзолуной, подобной обнаруженной ими. Значит, вероятность ошибочности открытия — в районе 1%.

Иными словами, в этот раз открыт один из самых надежных кандидатов в крупные экзолуны. И Kepler-1708 b-i — действительно большой спутник: его диаметр примерно в 2,61 раза больше земного. При этом он вращается на расстоянии порядка миллиона километров от гигантской планеты-хозяина, то есть последний должен занимать огромную часть видимого неба на этой планете — куда большую, чем Луна на Земле.

Ранее астрономы находили кандидатов в экзолуны крупнее Земли, но довольно мало, и вероятность ошибки там была заметно выше, чем 1%. Поэтому к тем данным многие относились с недоверием. Новое открытие показывает, что гигантские экзолуны, по всей видимости, вполне реальны. Хотя механизмы образования настолько больших планетных спутников пока неясны. Как и то, почему они редки или почему их нет в Солнечной системе. Здесь, напомним, крупнейшие спутники гигантских планет кратно меньше Земли.

Вопрос обитаемости открытой огромной экзолуны на сегодня неясен. В принципе, достаточно массивное тело в 240 миллионах километров от звезды типа Солнца может быть обитаемым, если имеет достаточно плотную атмосферу. При размерах в 2,61 раза больше земных Kepler-1708 b-i действительно может иметь плотную атмосферу, и, возможно, магнитное поле. Сочетание того и другого способно дать планете не только приемлемую для жизни температуру, но и защиту от радиационных колец ее огромной планеты-хозяйки. В Солнечной системе ряд спутников Юпитера и Сатурна, лежащих близко к их радиационным поясам, непригодны для высадки людей, поскольку имеют убийственно высокий уровень радиационной опасности.

Это случилось из-за стечения обстоятельств – в том числе европейских усилий по борьбе с глобальным потеплением. Пока остается неясным, окажется ли такая ситуация устойчивой.

10 января

Оказалось, наша Галактика в далеком прошлом поглотила довольно нетипичную галактику-жертву. Ее условное название — Гайя-Колбаса-Энцелад (вероятно, впоследствии появится более благозвучное). Видимо, и ее происхождение было необычным.

12 января

Международная команда исследователей пришла к выводу, что триасово-юрское вымирание спровоцировали вулканы. Из-за этого в океане поднялся уровень кислотности и сероводорода, пагубно сказавшийся на всех морских организмах.

9 января