01.04.2022
Александра Медведева
18 616

Генетическое исследование позволило проследить 5000-летнюю историю населения Синьцзяна

4.4

Ученые восстановили историю населения Синьцзяна — региона на северо-западе Китая, который находился на перекрестье культур Восточной и Западной Азии. Для этого исследователи проанализировали геномы 200 жителей Синьцзяна, останки которых были обнаружены на территории 39 археологических памятников, самые ранние из них датированы началом бронзового века.

© Flickr / Автор: Regulus Tremerus

Регион Синьцзян находится на северо-западе Китая. Благодаря расположению на Шелковом Пути на его территории происходил непрерывный культурный обмен между Восточной и Западной Азией. Однако смешение разнообразных групп населения Синьцзяна имеет еще более древнюю историю. Так, предполагается, что обнаруженные там мумии бронзового века имеют западные черты, а тексты V века написаны на тохарском языке, принадлежащем к мертвой индоевропейской языковой группе.

Теперь ученые из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных Китайской академии наук исследовали геномы 201 жителя Синьцзяна, чьи останки были обнаружены на территории 39 археологических памятников. С помощью масштабного полногеномного анализа исследователи смогли проследить 5000-летнюю историю этого региона. Результаты их работы опубликованы в журнале Science.

История заселения Синьцзяна в бронзовом веке стала ключом к пониманию более поздней динамики населения региона. Ранее высказывались предположения, что первые люди на территории Синьцзяна происходили из западных степных районов или же были как-то связаны с населением Центральной Азии. Ученые выявили генетическое сходство первых жителей Синьцзяна с обеими группами, однако, кроме того, они имели родство с местной популяцией, проживавшей на этой территории около 25 тысяч лет назад.

В более позднем бронзовом веке произошел приток новых генов от западных популяций, в том числе андроновской культуры, а также от жителей Восточной и Центральной Азии. Это говорит о взаимодействии людей Синьцзяна с населением Средней Азией через Внутренний азиатский горный коридор. Некоторые жители Синьцзяна демонстрировали родство с афанасьевской культурой. Прибытие этих индоевропейцев могло сыграть роль в распространении в Синьцзяне тохарского языка — самого восточного из индоевропейских. Появление этих языков в Синьцзяне одновременно с их проникновением в Западную Европу объясняет распространение индоевропейской языковой семьи, которая сегодня имеет наибольшее число носителей.

В железном веке в Синьцзян продолжили прибывать люди из различных регионов Азии, их происхождение было еще разнообразнее и включало даже материковую Восточную Азию. Народ Синьцзяна железного века показал также родство с народом Хунну, империей Хань и кочевниками саками. Наличие последних в генетической истории Синьцзяна помогает датировать и появление в регионе индоиранских языков. Ученые также показали, что, несмотря на многочисленные культурные сдвиги, генетический профиль населения Синьцзяна железного века прослеживается и у некоторых его современных жителей.