18.12.2019
16 941

ДНК из древней жвачки помогла реконструировать облик женщины каменного века

Пережеванный кусочек дегтя сохранил геном женщины, а также ее пищи и микробов — «генетическую фотографию» жизни охотников и собирателей Северной Европы.

©Tom Björklund

Датские ученые смогли реконструировать полный геном женщины, жившей на юге страны 5700 лет назад. Небольшой кусочек березового дегтя, «доисторической жвачки», сохранил и фрагменты ее ДНК, и следы пищи, позволив реконструировать картину жизни жителей Северной Европы в эпоху неолита. Описание Лолы представлено в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Ни единого кусочка тела или кости Лолы не сохранилось, однако во время раскопок на обширном острове Лолланн нашлось множество фрагментов дегтя. Его использовали прежде всего в качестве клея и размягчали, долго и с усилием пережевывая, перед тем как укрепить, например, каменный топор. По некоторым версиям, жевать деготь могли для того, чтобы унять зубную боль, для чистки зубов или просто «для удовольствия».

Использованный в исследовании образец дегтя / ©Theis Jensen

Так или иначе, но смолистая субстанция, похороненная в слоях болотистой почвы, хорошо сохраняет древнюю ДНК. Год назад ученые из Копенгагенского университета уже показали, что из этого дегтя можно выделить фрагменты древних геномов. А теперь им удалось собрать из образца полный геном не только человека, но и кусочков его пищи, а также микроорганизмов, попавших в деготь со слюной.

В этот период местные сообщества охотников и собирателей переходили к сельскому хозяйству. ДНК Лолы показала, что эти люди были голубоглазыми, темноволосыми и сравнительно темнокожими, близко связанными со своими современниками, которые жили по всей Центральной Европе. Судя по всему, светлая кожа, которая считается одной из адаптаций к жизни под сравнительно слабым северным солнцем, распространилась в этих регионах позднее.

Кроме того, ученые отмечают, что Лола сохраняла непереносимость лактозы: мутация, нужная для усвоения «молочного сахара» взрослыми, тогда появилась у местных жителей немного позже. В дегте обнаружились ДНК пищи жительницы каменного века — лесных орехов и утки. По-видимому, технологии сельского хозяйства и одомашненные животные в тот период существовали лишь на континенте и Скандинавии еще не достигли. На месте раскопок никаких других их следов также не найдено.

Реконструкция облика «Лолы» в окружении ее обычной пищи — орехов и дичи / ©Tom Björklund

Наконец, в дегте сохранились ДНК микробов, населявших ротовую полость Лолы. Большинство этих организмов безвредны, однако среди них нашлись гены Porphyromonas gingivalis, вызывающих болезни десен, и вируса Эпштейна — Барра, возбудителя опасного мононуклеоза. Впрочем, авторы работы отмечают, что само присутствие отдельных возбудителей еще не говорит определенно о том, что Лола страдала от этих болезней.