Зараза в дыму — Naked Science

Зараза в дыму

Среди частиц смога, который уже несколько недель терзает жителей Пекина, обнаружены тысячи видов бактерий ? и среди них масса болезнетворных.

6748410673_7b033af979_b

Столицу Китая накрыл ядовитый смог. Взвесь мелких и твердых частиц с начала года не рассеивается над Пекином, ограничивая видимость и затрудняя дыхание. Опасность трудно переоценить: пыль нарушает работу техники и электроники, забивает дыхательные пути… Местным жителям и гостям города настоятельно рекомендуется ношение масок и респираторов, способных предотвращать попадание частиц в легкие.

Но этим опасность не ограничивается: недавнее исследование китайских ученых показало, что в смоге насчитывается около 1300 различных видов микробов, и некоторые из них способны вызывать у человека аллергические реакции и просто инфекции дыхательных путей. Более того, в дни самого густого смога содержание этих патогенных бактерий возрастает.

Долгие годы подобная работа требовала выращивания бактерий в лаборатории с тем, чтобы потом провести их определение. Сегодня, однако, секвенирование ДНК позволяет сделать это и быстрее, и проще. Однако до сих пор подобные исследования бактерий из проб воздуха ограничивались грубой идентификацией ? до уровня семейств или родов. Новая работа китайских ученых стала одной из первых, в которых авторам удалось добраться вплоть до конкретных видов ? и оценить их патогенный потенциал.

Смог в Пекине

©Flickr/ IngerGal

В течение семи дней подряд ученые отобрали 14 проб пекинского воздуха и отфильтровали их, разделив частицы размерами 2,5-10 мкм (РМ10) и частицы менее 2,5 мкм (РМ2,5) в диаметре. В некоторых случаях, кстати, содержание наиболее опасных частиц РМ2,5 достигало 500 мкг/м3 ? в десятки раз выше норм, рекомендованных ВОЗ.

Из этих проб авторы выделяли ДНК, секвенировали ее и сравнивали полученные последовательности с информацией из баз данных бактериальных генотипов. Так им удалось установить, что самым распространенным микробом в пекинском смоге оказалась вполне безобидная почвенная бактерия Geodermatophilus obscurus. К сожалению, ею дело не ограничивается: ученые обнаружили также вызывающих пневмонию Streptococcus pneumoniae, аллергенный грибок Aspergillus fumigatus и целый спектр бактерий, в норме встречающихся в животных фекалиях. Авторы предлагают провести аналогичный анализ мокроты больных, поступивших в клиники Пекина с респираторными инфекциями, чтобы проверить, насколько велика роль этих микробов в заболеваемости.

Впрочем, стоит сказать, что основной вред наносят не бактерии, а сами твердые частицы смога. Попадая в дыхательные пути, они повреждают слизистые, разрушают клетки ? недаром местные власти вообще рекомендовали детям и пожилым людям стараться поменьше выходить из помещений, а в канун празднования китайского нового года ? воздержаться от традиционных фейерверков. Впрочем, все меры пока не приносят заметных результатов: после нескольких обнадеживавших дней концентрация частиц РМ2,5 снова подскочила почти до 500 мкг/м3.