В недрах Луны нашли большие запасы воды — Naked Science
25.07.2017
Редакция Naked Science

В недрах Луны нашли большие запасы воды

Минеральный состав лунной поверхности выдал вулканические породы, скрытые на глубине и сохранившие немало воды.

ralph_bvvvrownpr

Детальный анализ новых данных о составе минералов лунной поверхности показывает, что они содержат неожиданно большое количество воды. Ральф Милликен (Ralph Milliken) и Шуай Ли (Shuai Li) считают, что она была вынесена сюда из недр спутника в глубокой древности, когда Луна еще сохраняла вулканическую активность. Об этом они пишут в статье, опубликованной журналом Nature Geoscience.

Долгое время считалось, что недра Луны бедны и водой, и вообще легкими, летучими соединениями. Лишь в последние годы это мнение стало меняться – после того как в древних вулканических породах, доставленных со спутника астронавтами миссий Apollo 15 и 17, в их твердых стеклянных частицах были замечены включения воды. Впоследствии было показано, что содержание ее здесь не меньше, чем в некоторых базальтах на Земле. Однако все эти находки легко было списать на случай: астронавты собрали пробы поблизости от мест высадки, на сравнительно небольшом участке, который вполне мог оказаться необычно богатым водой – тогда как недра Луны все-таки полностью сухи.

Чтобы проверить это, Милликен и Ли решили выяснить, что скажут о минеральном составе лунного реголита самые свежие данные наблюдений. Такую работу со времен миссий Apollo вел целый ряд аппаратов, однако интерпретации собранных данных мешает вклад теплового излучения, вносящий шум в сигнал, который мог бы свидетельствовать о наличии заключенной в «вулканическое стекло» (пирокластической) воды. Поэтому ученые провели лабораторные эксперименты с образцами Apollo, заново изучив их спектр, а также составив детальные температурные карты ключевых областей лунной поверхности.

Это позволило внести необходимые коррективы и рассмотреть, что же покажут данные индийского лунного зонда Chandrayaan-1. «Мы смогли изучить обширные пирокластические отложения на Луне, там, откуда ни Apollo, ни миссии “Луна” ничего не привозили, – приводит слова Милликена пресс-служба Брауновского университета. – Судя по тому, что почти у всех у них обнаруживаются признаки наличия воды, образцы Apollo не представляют собой исключения, и недра Луны полны воды».

На снимке участка лунной поверхности сине-голубые цвета показывают относительно близкие запасы пирокластической воды, оранжево-красные – самые богатые ею области / ©Milliken lab / Brown University

Эта находка ставит новые вопросы о нашем спутнике и его прошлом. Как правило, говорят о том, что Луна образовалась в результате столкновения прото-Земли с крупным небесным телом, из обломков обоих участников драмы, выброшенных на орбиту. Вода, как и водород, да и другие легкие компоненты, как считается, вряд ли могли удержаться в этом облаке и улетучились в космос. Теперь эти нюансы придется пересматривать – зато у будущих колонистов, которым придется осваивать Луну, появилось больше надежд на успех, ведь воды здесь немало, нужно только ее добыть.