13.04.2018
Редакция Naked Science
2 262

Ученые: сидячий образ жизни вредит памяти

Сидячий образ жизни связали с уменьшением толщины зон мозга, участвующих в формировании долговременных воспоминаний о фактах и событиях.

old-man-sedentary-lifestyle

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили: сидячий образ жизни связан с истончением зоны мозга, которая играет важнейшую роль в работе эксплицитной памяти. Этот тип памяти фиксирует факты и события и позволяет осознанно обращаться к воспоминаниям. При этом даже интенсивная физическая активность не защищает мозг от последствий долгой неподвижности. Исследование опубликовано в журнале PLOS One.

У сидячего образа жизни есть немало других негативных последствий. Его связывают с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения.

Новая работа — первый этап исследований о влиянии образа жизни на память, поэтому в ней задействовали лишь несколько десятков человек. Участниками опроса стали 35 добровольцев в возрасте от 45 до 75 лет. Ни у кого из них не было симптомов деменции, неврологических расстройств, а также травм головы и химических зависимостей. Волонтеры рассказали ученым о том, сколько часов в день они в среднем проводят сидя, а сколько времени посвящают разным типам интенсивной и умеренной физической активности. Затем они прошли обследование методом магнитно-резонансной томографии.

Исследователи обнаружили связь между количеством часов, проведенных в сидячем положении, и истончением медиальной части височной доли коры больших полушарий головного мозга. Изменения затрагивали основание гиппокампа, энторинальную кору и парагиппокампальную кору. Вся медиальная часть височной доли вовлечена в формирование эксплицитной (декларативной) памяти — одного из типов долговременной памяти, позволяющего запоминать события и факты. Известно, что энторинальная кора — одна из первых зон мозга, которые поражает болезнь Альцгеймера. При этом уровень физической активности не влиял на толщину этих регионов коры.

Получение снимков / © Siddarth et al., PLoS ONE

Ученые планируют исследования с большим числом участников, чтобы выяснить, может ли сидячий образ быть основной причиной уменьшения объема медиальной части височной доли.

Ранее исследователи выяснили, что физические нагрузки любой интенсивности служат естественным антидепрессантом, улучшая настроение.