23.04.2018
Редакция Naked Science

Ученые назвали виды рыбы, снижающие риск развития болезни Паркинсона

Шведские исследователи обнаружили механизм, благодаря которому диета с большим содержанием рыбы может защищать организм от нейродегенеративных заболеваний.

fish-market-b51n0b-1024x542

Исследователи из Технического университета Чалмерса в Гетеборге заявили: польза рыбы для профилактики паркинсонизма может быть связана с белком парвальбумином. По словам ученых, он способен «собирать» белки-синуклеины, ответственные за развитие болезни Паркинсона, не давая им накапливаться и формировать потенциально опасные структуры. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Болезнь Паркинсона — медленно прогрессирующее неврологическое заболевание, чаще всего развивается у людей старше 60 лет, но есть и более ранние случаи. Самый заметный симптом — тремор; отследить его на начальной стадии помогают различные методы мониторинга, включая биометрические тесты при печати на клавиатуре компьютера.

Известно, что обилие рыбы в рационе (например, при средиземноморской диете) снижает риск развития болезни Паркинсона и других форм паркинсонизма. Основным полезным компонентом рыбы называют ненасыщенные жирные кислоты, однако многие исследователи считают, что в этом процессе участвуют и другие соединения. Авторы новой работы изучили роль белка парвальбумина — ранее ученые исследовали его в основном как сильный аллерген, вызывающий непереносимость рыбы.

Исследователи обнаружили, что парвальбумин способен тормозить формирование особых структур — амилоидных волокон — белка α-синуклеина, одного из главных компонентов телец Леви (патологических белковых образований внутри нейронов). Эти тельца считаются важным признаком паркинсонизма. По словам ученых, парвальбумин формирует собственные амилоидные волокна и включает α-синуклеин в этот процесс. Это не дает α-синуклеину собираться в опасные для человеческого мозга структуры. Ученые планируют детально исследовать этот процесс, используя белки, присутствующие в организме сельди.

Связывание α-синуклеина с волокнами парвальбумина / © Scientific Reports

Парвальбумин содержится во многих видах рыбы: в их числе — сельдь, окунь, карп и треска. Его содержание в организме рыбы возрастает вместе с интенсивностью солнечного света — так, больше всего парвальбумина рыба содержит осенью.

Ранее ученые установили: ночные кошмары могут указывать на развитие нейродегенеративных процессов, ведущих к болезни Паркинсона.