Ученые нашли организмы, способные выжить в океане Энцелада — Naked Science
28.02.2018

Ученые нашли организмы, способные выжить в океане Энцелада

Исследователи обнаружили, что земные археи-экстремофилы могут существовать в условиях, подобных океану на спутнике Сатурна.

Австрийские ученые установили: несколько видов земных микроорганизмов смогли выжить в среде, соответствующей условиям на поверхности спутника Сатурна Энцелада. Это археи-метаногены — микроорганизмы, которые способны жить в условиях отсутствия кислорода, выделяя метан в процессе метаболизма. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Многолетние исследования Энцелада показывают, что спутник Сатурна имеет все необходимые условия для существования живых организмов. Под его поверхностью находится океан теплой жидкой воды, содержащий азот, диоксид углерода и метан. Время от времени из-под поверхности спутника бьют гейзеры, которые выносят наружу минералы: что служит источником энергии для этой активности, пока неизвестно. Исследования показали, что среда океана — выраженно щелочная, по уровню pH она сравнима с мыльной водой.

Ученые предположили, что выжить в таких суровых условиях могут лишь микроорганизмы, подобные земным археям-экстремофилам, обитающим в горячих источниках или на дне океанов. Для эксперимента отобрали три вида организмов: Methanothermococcus okinawensis, Methanothermobacter marburgensis и Methanococcus villosus. Все они живут в геотермальных источниках при температуре до 65–80°C.

Исследователи смоделировали несколько типов сред, подобных условиям Энцелада. Археи помещали в различные смеси водорода, углекислого газа, угарного газа, метана и азота — веществ, найденных в составе гейзеров Энцелада. Также микроорганизмы подвергали давлению от 2 до 90 бар. Археи выращивали при комфортной для них температуре 65–80°C. Самыми живучими оказались археи Methanothermococcus okinawensis — они стабильно развивались во всех газовых смесях и выдерживали давление до 50 бар.

Также ученые смоделировали процесс распада оливина (распространенной горной породы) в условиях Энцелада. По словам ученых, при этом процессе может выделяться количество водорода, достаточное для существования организмов, подобных земным экстремофилам. Идеальными условиями для жизни таких организмов назвали океанское дно: там присутствует достаточно минералов, а давление до 50 бар и температура чуть выше нуля комфортны для таких организмов.

Ранее для изучения гейзеров Энцелада предложили использовать жидкие отходы с МКС.

Как сообщает Минздрав, обследование может продлиться несколько дней. Пока что каких-либо выводов медики не делают. Всего с начала января жертвами нового коронавируса 2019-nCoV стали 17 человек. Ранее случаи заражения им были официально зафиксированы в Японии, США, Южной Корее и Таиланде.