Гейзеры теплой воды могут питать жизнь на спутнике Сатурна — Naked Science

Гейзеры теплой воды могут питать жизнь на спутнике Сатурна

На Энцеладе обнаружены следы гейзеров, бьющих из скрытого подо льдом океана. Это единственные гейзеры жидкой воды, открытые за пределами Земли, – и есть надежда, что и здесь они могут служить колыбелями жизни.

15-036a

Лишь год назад астрономам удалось достоверно показать, что под корой спутника Сатурна Энцелада скрываются внушительные запасы жидкости: глубина этого потайного океана, расположенного в южном полушарии, может достигать 10 км. Однако до сих пор не было ясно, имеет ли этот океан какую-либо связь с поверхностью спутника, ведь их разделяют 30-40 км льда.

Похоже, что связь имеется: проанализировав данные, собранные зондом Cassini, американские ученые показали, что на поверхности встречаются крошечные (всего 2-8 нм) гранулы силикатов. Эти малышки питают большие надежды – по выражению одного из авторов работы, опубликованной в Nature, это «скелеты, оставшиеся после испарения соленой океанской воды». Впрочем, начнем сначала – с самой глубины.

Двигаясь в гравитационном поле близкой и громадной планеты, Энцелад испытывает действие приливных сил, которые «мнут» и деформируют спутник на манер куска пластилина. Эти процессы создают трение, разогревая недра Энцелада и растапливая водный лед: по имеющимся оценкам, температура океана под его поверхностью может достигать 90°С.

Горячая вода понемногу растворяет придонные минералы, а давление ее время от времени прорывается наружу гейзерами, вынося на поверхность и минеральные частицы. Здесь, практически в открытом космосе, она быстро остывает, и твердые гранулы оказываются вмороженными в лед. Наконец, и лед испаряется, оставляя лишь минералы – те самые «скелеты», о которых говорят ученые.

Их-то и удалось исследовать бортовой аппаратуре Cassini: спектрометры позволили не только оценить размеры минеральных гранул, но и установить их состав, а на основе этих свидетельств сделать предположения о новых свойствах «потайного океана» Энцелада. Так, соленость его оценивается в 4% (для сравнения, средняя соленость океанов на Земле составляет 3,5%), а рН оказалась слегка щелочной – 8,5.

Интересно, что у нас на Земле подобные горячие гидротермальные источники считаются одними из самых вероятных кандидатов на роль «колыбели ранней жизни». Богатая химия, сочетающая повышенную температуру и богатство минерального состава, контакт между водной и воздушной средой, а также некоторые другие факторы делают такую обстановку почти идеальной для появления и первых шагов в эволюции ранних прото- и микроорганизмов. Да и сегодня гидротермальные источники на дне земных океанов являются настоящими оазисами, цветущими жизнью на окружающем пустынном фоне. И если на Земле все происходит именно так – быть может, гейзеры питают жизнь и на Энцеладе?..